Kitabın uzunluğu 16 s. 32 dəq.
2021 il
Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах
Kitab haqqında
«Неудобное прошлое» Николая Эппле – важная книга об исторической памяти и мифах, вошедшая в короткий список премии «Просветитель»-2021.
Существует ли прошлое как объективная реальность? Ведь оно формируется памятью, а память предвзята и легко позволяет себя обмануть. И есть такое прошлое, с которым непонятно, как жить, – память о преступлениях, в которых виноваты не внешние силы, а твоя собственная страна. Помнить о жертвах и страдании вообще труднее, чем о героях и победах, но, чтобы преодолеть «трудное прошлое» и двигаться вперед, государству и обществу необходимо его оценить и осудить. Репрессиям советского времени в России до сих пор не дана единая юридическая и этическая оценка, значимая для всего общества. В результате молчания о прошлом, отсутствия возможности и желания искать общий язык для разговора о нем, сегодня в одной и той же российской семье один человек может считать сталинские репрессии мифом и «поклепом», в то время как для другого это была ежедневная реальность. Но Россия не первая страна, которая сталкивается с подобной проблемой. Исследователь мемориальной культуры Николай Эппле впервые на русском языке рассматривает опыт других стран в работе с памятью о государственных преступлениях. Описывая, как разные сценарии воплощались в разных политико-социальных обстоятельствах на примере Германии, Аргентины, Испании, Польши, ЮАР и Японии, Эппле намечает принципы, которые могут помочь России успешно изжить коллективную травму и преодолеть конфликт в обществе.
Книга удостоена VI Публицистической премии «ЛибМиссия» в номинации «Аналитика» (2021).
О книге:
«Это добросовестное, глубоко научное, рассказанное с изумительной интонацией доброжелательности повествование о том, о чем обычно бывает страшно даже думать. Последовательное изложение и интеллектуальная внятность обладают расколдовывающей силой: книга мягко открывает глаза в ужасе зажмурившимуся читателю, не „нормализуя“ невообразимое, но прогоняя тот страх, который обессиливает и лишает рассудка. Наше положение небезнадежно, наш случай не уникален. Редкая нация не оказывается в определенный момент своей истории перед полузаросшей ямой с костями, а потомки палачей и жертв уже переженились друг на друге и растят общих детей, внук командира расстрельной бригады руководит гуманитарным изданием, раскопки могил выглядят предательством общего прошлого. Надо ли его ворошить? Что же теперь, мы все плохие? Ничем нельзя гордиться? Можно ли что-то исправить? А если все начнут мстить друг другу? В книге даются ответы на эти вопросы, приводятся практические рецепты и способы восстановления поломанной исторической памяти и национальной идентичности, не основанной на лжи и умолчании».
Екатерина Шульман, политолог
© Н. Эппле, 2020
© ООО «Новое литературное обозрение», 2020
Запись произведена Аудио Издательством ВИМБО
©&℗ ООО «Вимбо», 2021
Продюсеры: Вадим Бух, Михаил Литваков
Janr və etiketlər
Очень тяжёлая книга, особенно в реалиях марта 2022 года. Меня поражает, как много людей предрекали наши реалии год, два, десять лет назад. А мы их не слышали. Теперь, описанные в этой книге способы примерения, нам придётся приложить не только к сталинских репрессиям. И, надеюсь, в этот раз страшные вещи не будут замалчиваться.
Очень хорошая книга, очень важные мысли. Описано много по-настоящему страшных вещей, но на самом деле это книга о надежде. И, что отрадно, с конкретными рецептами именно для России и их анализом.
Проработанный, качественный и нужный материал. Не буду претендовать на оригинальность оценки, лишь порекомендую прочитать рецензию Екатерины Шульман на эту книгу.
Спасибо. Автор помог мне задуматься о причинах происходящего. Без лозунгов и пропаганды, без ненависти и злобы. Именно такой посыл, спокойный без эмоциональной окраски, я и искал.
Никогда!
Ну, в целом нормально. Я только не совсем понял, на кого именно эта книга рассчитана. Думаю, либерально настроенным людям особенно ничего втолковывать не надо, они и так согласны с автором в том, что хорошо, а что плохо. Для того, чтобы всколыхнуть противоположный лагерь риторика не та) Впрочем, в любом случае приводится много фактов, причем не только по российским реалиям. Мне слушать было интересно, книга в любом случае полезная.
В ситуации отсутствия убеждений и ценностей многим остается только одно – поддерживать силу, неважно, «светлую» или «темную».
Помнить о жертвах и страдании вообще труднее, чем о героях и победах.
Элементами нового извода синтоизма стали представления об исключительности японского народа, происходящего от божественных предков, о божественности императора как его главы, о священном единстве нации и императора. Идеология японской исключительности (кокусай) предполагала, что и для других народов японское управление будет благом
Динамичность и нелинейность работы с памятью проявляется не только в постоянной подвижности, «текучести» анализируемых категорий. В отличие от исторических штудий, разговор о памяти предполагает постоянное балансирование между индивидуальным и коллективным, психологическим и социальным, философским (или культурологическим) и юридическим. То, что кажется понятным и очевидным в одной перспективе, далеко не всегда остается таковым в другой
В ноябре 1989 года Верховный совет СССР принимает декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».
Rəylər, 70 rəylər70