«Перевожу с советского на русский…»
Сознаюсь виновато: на название повелась, ничего об этой книге не зная, и кто такой Александр Архангельский, представляя слабо. Друг у меня есть — во-первых, Тимофей :) во-вторых, интересующийся полудокументальной прозой, ностальжи, детальками ушедшего бытия. Решила, что недурно было бы ему эту книгу подарить, а покамест сама прочитала (тем более, что, как и автор, в «титульном» году родилась). Прочитала — и впечатлена. Автор делает ровно то, что я ценю: сплетает в одну сеть события глобальные, исторические — и жизненные подробности «маленького человека», совершенно конкретных людей нескольких поколений одной семьи. Такое я уже встречала. Только вот Архангельский ещё два уровня накинул: во-первых, действительно ограничив повествование практически одним годом (конечно, в обе стороны от него протянулись веточки причин и следствий…), во-вторых, речь идёт о его собственной, невыдуманной семье. Замечательно. Для меня, до отвращения аполитичного ребёнка забитых «глушилками» семидесятых, стало яснее многое из того, о чём раньше знала смутно, по каким-то обмолвкам либо пафосным и невразумительным речам. И связи между этими ранее отдельными событиями возникли, протянулись остро блеснувшими под внезапным светом, не поддающимися на разрыв шёлковыми нитями. Александр Архангельский не впадает в экстаз разоблачений, не стремится вдалбливать истины. Интонация его в этой книге равно сплетена из ностальгии, чувства вины, сарказма, нежности и горечи. А ещё одно достоинство «Послания Тимофею» — великолепный русский язык, поставленный, как ставят дыхание профессиональным певцам и пловцам, основанный на классической литературе и расцветающий уникальными авторскими словами. Очень довольна, что прочитала, очень. Надеюсь, и Тимофею книжка понравится.
Удивительно, но я совершенно не знала Архангельского до прочтения в рамках изучения кандидатов на "Большую премию" в этом году. Его книга "Бюро проверки" настолько мне понравилась, что я решила продолжить с ним знакомство. Хотя его религиозные взгляды (да и взгляд на нашу историю тоже зачастую) мне мне не близки, но как же приятно читать по настоящему образованного и способного обосновать свои мысли человека! Просто глоток свежего воздуха, тут уж не до различий, общего все же больше - искренняя любовь к своей стране и ее непростой истории, серьезные размышления о прошлом и настоящем, и при этом книга читается на одном дыхании. 1962 год. Алжир крошит колониальную систему, а в Новочеркасске расстреливают бастующих рабочих, недовольных повышением цен на молоко и мясо и снижением расценок. В журнале "Новый мир" выходит повесть "Один день Ивана Денисовича". И был казнен, пойманный в Южной Америке, Эйхман, что навсегда перечеркнуло разговоры о вине вождей и невинности рядовых исполнителей. Карибский кризис. Разгром выставки в Манеже. И второй Ватиканский Собор. И на фоне всего этого рядовая жизнь родившегося маленького человека и его близких. И, главное, показана эта жизнь так, что становится понятно, что и маленький человек творит историю, хотя зачастую мы все чувствуем себя лишь винтиками в огромной машине времени.
«Мне повезло на год рождения. Какое событие ни возьмешь, любое – как зрелый яркий плод на соблазнительных полотнах Боттичелли; срывай и впивайся зубами.»
Скажу честно, я не знаю Александра Архангельского, как телеведущего. Познакомиться с книгой воспоминаний меня побудил его блог и видеоколонка «Я читатель» - занимательный проект о новинках немассовой литературы. К сожалению, на момент написания этой рецензии его вдруг неожиданно закрыли по самой печальной причине – «по причине малой востребованности». Но сейчас не об этом.
Будучи увлеченной интересными книжными обзорами и рекомендациями Архангельского, нельзя было пройти мимо его книг. Выбор пал на «1962. Послание к Тимофею» не случайно. Автор-то оказался ровесником моим родителям! Вот и захотелось сравнить воспоминания, восприятие, отношение к той эпохе. Судьбу, если хотите. И Архангельский удивительно точно смог почувствовать это моё намерение, как читателя. Он рассказал о себе и своей семье, но показал те отправные точки событий, по которым его жизнь сложилась так, а не иначе и в каких именно координатах могла свернуть на вариативные рельсы. Владея такой картой, можно прочертить жизненный путь любого. В этом и небанальность воспоминаний Архангельского. Это вам не просто семейный альбом, листая который, мы знакомимся с историей страны.
И кстати, как выяснилось к концу книги, сын Тимофей оказался моим ровесником. А вот её финал:
«Между тем времена предстоят интересные, как сказал Горбачев, судьбоносные; на дворе 14 сентября 1987 года; знаешь, что это был за год? Узнай.»
P.S. Книга Архангельского «1962. Послание к Тимофею» отмечена премией «Глобус» в номинации «За лучшую книгу, написанную журналистом».
Книга прочиталась быстро, легко и с интересом. И откладывать не хотелось. Хотела бы я так уметь проводить параллели между историческими событиями, как это умеет делать Александр Архангельский. И стиль изложения мне очень импонирует. И не так уж поверхносто, как может показаться. Книга напомнила цикл "Намедни" Леонида Парфенова.
Очень легко читается Увлекательный исторический экскурс, вплетенный в первый год жизни автора-главного героя. Порекомендовала книгу всем своим знакомым. Много новых слов…интересно.
«1962. Послание к Тимофею» kitabının rəyləri, 5 rəylər