Həcm 450 səhifələri
1995 il
Княгиня Ольга
Kitab haqqında
Александр Ильич Антонов (1924–2009) родился на Волге в городе Рыбинске. Печататься начал с 1953 г. Работал во многих газетах и журналах. Член Союза журналистов и Союза писателей РФ. В 1973 г. вышла в свет его первая повесть «Снега полярные зовут». С начала 80-х годов Антонов пишет историческую прозу. Он автор романов «Великий государь», «Князья веры», «Честь воеводы», «Русская королева», «Императрица под белой вуалью» и многих других исторических произведений; лауреат Всероссийской литературной премии «Традиция» за 2003 г.
В данном томе публикуется роман «Княгиня Ольга», в котором перед читателями предстает портрет русской святой, великой княгини, правившей Киевской Русью в X веке. Автор описывает все этапы жизненного пути своей героини: отрочество, замужество, вдовое княжение после гибели князя Игоря и воспитание сына Святослава.
Janr və etiketlər
От исторического романа не ожидается 100% достоверных исторических фактов, поэтому волшебные видения и иные эзотерические экзерсисы – ну ок, хоть волшебное яблочко телевизионное, хоть волшебные грибы галлюциногенные. Также вполне приемлемо изложение автором своей «альтернативной версии» о противоречивых исторических лицах, например, таких как Ольга: был или не был Гостомысл на свете – не суть, пусть даже несуществующий Гостомысл будет отцом Ольги. Хорошо бы автору в своей замысловатой версии хоть немного придерживаться логики. Итак, 24-х летний мужчина (Игорь) с первого взгляда влюбился в 10-ти летнюю девочку (Ольгу), и нет, он не педофил! Естественно, со слов автора, Ольга умница-раскрасавица, и она тоже один раз взглянула, не засмущалась, и тут же влюбилась раз и на всю жизнь! О том, в каком возрасте Ольга родила Святослава тоже нет достоверной информации, так что снова поверим авторской версии… в 55 лет родить долгожданного сына, это и по нынешним временам непросто! А счастливому отцу – 70!. После куска фэнтази-текста соответствующей стилизацией странно смотрится кусок быстрого пересказа текста из советский энциклопедии (да, автор пытается пересказать утрированным былинным языком, но не выходит) о походах Игоря, о дальнейших ратных «подвигах» Ольги по истреблению древлян и прочих исторически-запечатленных фактах. А потом снова полет авторской фантазии в старославянской стилизации. Вот такие качели всю книгу. Не-фэнтазийные куски, списанные с энциклопедии, не противоречат общепринятой «концепции», даже если есть «вставки частных разговоров» придуманных героев. Книга написана очень назидательно и дидактически, герои черно-белые, язычество – мрак и ужас: человеческие жертвы и изуверства, а первый христианин – святой, очень все наивно, герои схематичные, даже Ольга, что оч странно. Книга как будто рассчитана не на взрослую аудиторию, а с учебными целями, но! Вдруг кто-то надумает ребенку посоветовать, предупреждаю: 18+, постельная сцена от престарелого советского писателя, описывающего эротические переживания юной невинной девицы – это занятно, а вот насколько авторская «клубничка» украшает исторический роман?
Несколько лет назад была у меня идея пройти вдоль генеалогического древа русских князей. Начиная с Рюрика и далее следуя по стволу и ветвям княжеского рода. И даже некоторое количество книг было прочитано в исполнение задумки. Однако затем вмешались некоторые чрезвычайные жизненные обстоятельства и задуманный квест лёг под сукно. На неопределённое время.
А тут вдруг представился случай попробовать продолжить свою литературно-читательскую игру. Ибо если про более поздних князей русских и киевских я что-то как-то читал, то о первой женщине-княгине Руси в голове было только, что она сожгла один из непокорных городов при помощи птиц, да ещё что она же была христианкой.
Роман написан неплохим литературным языком. Образы героев и персонажей книги получились сочными и выразительными, глубокими и правдоподобными. Картины бытовой жизни Древней Руси почти не вываливались из общей канвы книги исторической. Почти потому, что в начале романа были некоторые эпизоды, которые были бы уместны для книги историко-приключенческой да ещё с элементами мистики. И для этого романа они показались мне неуместными. Но по здравому размышлению допускаю, что таким образом автор хотел подчеркнуть особенности русского язычества, всю его глубину и мощь. Тем более, что дальше в романе увлечение мистическими обрядами и видениями не встречается.
Вообще книга фактически совпадает с официально принятой версией жизни княгини Ольги и значимых событий в её жизни. Конечно, для того, чтобы понять это, пришлось после прочтения романа обратиться к всезнайке Вики и прочитать ту информацию, которая в ней содержится. И как по мне, следование официальной версии — неплохо. Ибо более соответствует понятию «роман исторический». Потому что иной подход позволяет автору вольно погулять на поле собственных фантазий и допущений. Однако при этом превращает книгу в историко-приключенческую и даже в историко-фантастическую. Появляются соблазны наполнить жизнь героя/героини такими событиями и обстоятельствами, которые уведут читателя далеко от подтверждённых документами исторических событий. И превратят такую книгу в роман жанра «альтернативная история». В нашем случае этого не произошло.
Страницы книги о сожжении Искоростени написаны фактически 3D. А сюжетная линии о монахе Григории и его отношениях с Преславой-Ольгой конечно покоряют вот этой длящейся всю жизнь Григория любовью. Любовью, которая превратилась в служение не только Иисусу Христу, но и в служение Ольге. Не каждый смог бы так верно любить…
В общем и целом книга мне, скорее всего, понравилась. Конечно, не могу оценить её на высший балл, ибо это место занято циклом романов о государях московских от Дмитрия Балашова, а также книгами Валентина Иванова о Древней Руси. Однако твёрдые четыре балла роман заслуженно получает.
Поскольку в задании было сформулировано «Книга о любой королевской династии», то счёл возможным трактовать титул княжеский как королевский (царский). И хотя княгиня Ольга чисто юридически не являлась великой княгиней Киевской Руси, а была регентшей при малолетнем князе Святославе, однако фактически правила этим древнерусским государством в течение полутора десятка лет. И даже в зарубежных исторических документах той эпохи о ней говорится, как о «королеве Ругов», т.е. считать княгиню Ольгу представителем рода древних русских великих князей из династии Рюриковичей вполне обоснованно.
Rəylər, 2 rəylər2