Kitabı oxu: «Рассказы, изданные на бумаге. Война. Книга 2», səhifə 15

Şrift:

Солдаты, приехавшие на прочной броне, увидели вооружённых солдат. Они слегка напряглись, но заметив, как воины расправились с фрицами, с облегчением поняли, это свои.

Покончив с фашистами, бойцы стали искать котёл с варёной бараниной. Несмотря на все их усилия, солдаты ничего не нашли. Скорее всего, один из снарядов угодил точно в костёр и разметал всю еду по ближайшим окрестностям.

Военный строитель

Военная проза. Рассказ «Военный строитель»

Издан под псевдоним Елена Владимировна Хорват в сборнике-альманахе «Параллели» 2020/7 стр.274…275

Вся жизнь моего любимого дедушки была, так или иначе, связана с речкой Самарой и со всеми словами, произошедшими от такого непростого топонима. Николай Степанович Хорват родился в 1920 году, в городе, названном в честь большого притока матушки-Волги.

Долгое время, он жил неподалеку от маленькой площади, которая именовалась Самарской. В семнадцать лет, он окончил 81-ю среднюю школу, выходящую окнами на её территорию.

Кстати сказать, фотография дедушки долгое время висела в вестибюле учебного учреждения. Она красовалась на историческом стенде, посвященном ученикам первого выпуска.

Данный район является тёзкою города с древних времён. Однако, в начале двадцатого века он находился на весьма отдалённой окраиной. Там размещался большой продовольственный рынок. На нём торговали всяким товаром. В том числе, предлагали двугорбых верблюдов и осликов. В начале двадцатого века их было очень много в Поволжье.

После выхода из пионерского возраста, Николай стал активным молодым комсомольцем. Окончив десятилетку, он пошёл в райком ВЛКСМ, получил там путёвку на ударную стройку и отлично трудился на возведении Куйбышевского карбюраторного завода.

Парню очень понравилась столь интересная сфера человеческой деятельности. Он решил стать прорабом и начал готовиться к поступлению в строительный техникум.

В 1939 году его призвали на войну с Финской республикой. Во время одной из атак, бомба противника взорвалась рядом с молодым рядовым. Туча осколков взвилась в зимний воздух. Горячий кусочек металла вонзился ему в правую ногу.

Получив тяжёлую рану, парень попал медсанбат. Откуда его отправили в госпиталь, расположенный в ближнем тылу. Там бойцу сделали несколько непростых операций. К счастью Николая Степановича, он поправился почти без последствий. А пока он лечился, «компания» благополучно закончилась.

Вернувшись на родину, Николай Степанович узнал, что из Казани в Самару перебазировано пехотное училище № 1. Его разместили неподалеку от города, в тихом уютном местечке. До сих пор оно всем известно, как посёлок Управленческий.

Николай Степанович немного подумал и изменил свои взгляды на дальнейшую жизнь. Он поступил в военное учебное заведение и успешно окончил его в конце мая 1941-го года.

Весь выпуск молодых лейтенантов, немедля, направили в западные округа нашей державы. Так уж случилось, что парень задержался в Самаре по семейным делам.

У него вдруг заболела престарелая мама. Врачи заявили, что ей, на какое-то время, нужен особый уход. Для этого руководство училища дало офицеру месячный отпуск.

Двадцать второго июня, началась Великая Отечественная война. Она огненным вихрем ворвалась в судьбы людей, живущих в нашей огромной стране. Кровавый молох Второй мировой перевалил рубеж СССР и, давя всё железной пятой, пошёл на восток.

В один миг разрушились мирные планы советских людей. Все оказались перед ужасающим выбором – защитить любимую Родину, или превратиться в раба фашистской Германии?

Как все остальные мужчины, Николай Степанович получил повестку в первые дни немецкой агрессии. Он отправился в военкомат и узнал, что отпуск закончился. Его, так же, как миллионы людей, мобилизуют в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.

К удивлению парня, его, почему-то, направили в не строевые военные части, идущие прямо на запад. Нет, ему сообщили о том, что он должен прибыть в специальное подразделение. Название данной конторы состояло из нескольких букв и цифр.

Офицер простился с родными, собрал тощий солдатский мешок и поехал туда, куда получил назначение. Лейтенант прибыл в небольшой городок, находившийся во втором эшелоне одного из фронтов, и нашёл нужное место. Там он узнал, что увлечение его ранней юности не прошло совершенно бесследно. Оно вдруг сыграло огромную роль в настоящей судьбе.

Николай Степанович попал в строительный батальон РККА. Офицер получил в управление взвод тщедушных солдат, и стал работать по гражданской специальности. Вот только объекты, которые он теперь возводил, были только военного профиля.

Сначала, они строили доты и прочие фортификационные укрепления. К сожаленью сапёров, у них не хватало сил и ресурсов на то, чтоб довести всё до ума. Фронт быстро двигался вглубь нашей страны. Фашисты рвались вперёд, и военная часть отступала, не успев закончить работу.

Их бомбили пикировщики фрицев и постоянно обстреливали из дальнобойных орудий. Снаряды и бомбы разрушали и корёжили здания, совершенно готовые к защите страны. Приходилось вручную растаскивать завалы камней, чтобы потом, начинать всё сначала.

Во время одного из налётов, лейтенанта ранило в руку. Офицер снова лечился и снова был призван на службу. В этот раз, он оказался в другой строительной части и стал возводить аэродромы, предназначенные для грозных воздушных машин.

В 43-м году, в Великой битве с фашистской Германией наступил перелом. Красная Армия била захватчиков всё сильней и сильней. Гитлеровцы весьма неохотно отступали к своим рубежам. Они оставляли оккупированные территории одну за другой.

Советские лётчики двигались вслед за линией фронта. Впереди шли сапёры военных частей. Им было нужно найти подходящую площадь нужных размеров, очистить и выровнять землю для взлётных полос. Затем, соорудить капониры для боевых самолетов и построить жильё для сталинских соколов.

Несмотря на бомбёжки и снаряды фашистских орудий, всё делалось так быстро и качественно, насколько это возможно.

Весной 44-го года, военная часть Николая Степановича, оказалась в советском Крыму, освобождённом от проклятых захватчиков. С наступлением лета, бои на полуострове кончились. Прходилось восстанавливать здания, разбитые фрицами. Сапёры занялись мирным строительством. Они ездили по спокойным городам и посёлкам, но трудились так же упорно, как раньше.

Во всех местах, где появлялся стройбат, офицеры работали с местным начальством. Оказавшись в посёлке Саки, Николай Степанович отправился в райисполком. Там он спросил у дежурного: – Где мне найти юриста по такому-то делу?

Ему указали на небольшой кабинет. Он открыл дощатую дверь, увидел красивую девушку и понял, что она забрала его сердце на долгие годы вперёд. Так мой будущий дедушка встретился с моей будущей бабушкой, Еленой Александровной Романовой.

Они познакомились ближе. Строитель начал ухаживать за своей золотоволосой любовью. Немедленно выяснилось, что у него есть соперник – армейский полковник среднего возраста.

Однако, весёлый нрав, обаяние и заботливость молодого мужчины решили все остальные проблемы. Девушка не смогла устоять перед лихим офицером, и дала своё согласье на брак. Она вышла замуж за Николая Степановича и стала носить его фамилию – Хорват.

Несколько лет молодые супруги жили в дощатых армейских вагончиках. Они мыкались по глухим гарнизонам и продолжали строить всё то, что им прикажет советская Родина.

В конце пятидесятых годов, супруги с сыном оказались в Самаре. Николай Степанович осмотрелся на месте, немного подумал, он решил, что нужно осесть в родном городе. Он написал рапорт начальству, получил одобренье комдива и вышел в отставку в чине полковника.

За военные годы, дедушка был награждён двумя орденами «Красной звезды», орденом «Отечественной войны» и медалью «За победу над фашистской Германией».

Дедушка так и продолжил работать строителем. С течением времени, он стал начальником крупного треста. Получил квартиру от советской страны и переехал на Самарскую площадь. Туда, где когда-то родился, учился и провёл невероятно счастливые юные годы.

В мирные дни, он был награждён ещё несколькими трудовыми медалями и почётными знаками. В положенный срок, дедушка вышел на пенсию. Он дожил до преклонного возраста и, в семьдесят лет, умер от старости. Это произошло в 1990-м году.

Сталинградский паромщик

Военная проза. Рассказ «Сталинградский паромщик»

Издан в сборнике-альманахе «Параллели» 2020/7 стр.276…278

Доски чердака над сараем оказались достаточно тонкими, а щели меж ними чрезмерно большими. Лёжа на сеновале, Яков слышал всё то, о чём очень говорила хозяйка двора. Она уже завершила рассказ о себе и перешла к своему старшему сыну – Николаю Езушину.

Сначала она сообщила те вещи, о которых зенитчик всё знал из газет и ежедневных сводок по радио. О том, что в начале Великой Отечественной войны, Правительство СССР объявило всеобщую мобилизацию и в армию быстро призвали миллионы людей.

Все заводы, фабрики и даже маленькие мех.мастерские перешли на круглосуточный график работы. Они, в огромных количествах, выпускали продукцию, что немедленно шла в Красную армию.

Фашисты неудержимо рвались вперёд. Поэтому, людей и оружие нужно было доставить к местам сражений в кратчайшие сроки. Наша страна раскинулась в разные стороны на многие тысячи вёрст. Так что, нельзя обойтись без больших перевозок.

Главную часть всей нагрузки взяла на себя весьма разветвлённая железнодорожная сеть СССР. Следом за ней, по объёмам, шёл водный транспорт страны.

Благодаря таким обстоятельствам, ни путейцев, ни речников с моряками не брали на битву с врагом. Для них, как и для всех советских людей, глубокий тыл стал той же линией фронта.

Потом пошли уже факты из биографии сына: – Николай родился в Царицыне незадолго до Германской войны, в далёком 1912-м. Шло время, наступил 1917-й, а в свой черёд, 1925-й.

Местные власти решили, что не стоит крупному населённому пункту носить старое имя. Зачем напоминать местным жителям о жутком прошлом Советской России. Так старинный купеческий город назвали в честь вождя мировой революции Иосифа Сталина. И стал он с тех пор Сталинградом.

Николай мало чем отличался от прочих ребят. Быстро рос и умнел. Окончил, как все, семилетнюю школу, и поступил в пароходство на должность матроса. Он постоянно учился всему, что только возможно. Всегда был на очень хорошем счету. Постепенно, дорос до капитана грузового баркаса под названием «Ерик».

По описанью хозяйки, это был совсем небольшой теплоход с одной плоской палубой. Посреди открытой площадки торчала тесная рубка размерами два на два метра, и высотою чуть более, чем в рост человека. Ширина перевозчика составляла семь-восемь шагов, а длина втрое больше, и достигала пятнадцати метров.

Вдоль низких бортов тянулись низкие лавки, для тридцати пассажиров. Между ними ставились ящики с грузом, которые нужно доставить по волжской воде. Экипаж очень маленький и состоял из четырёх человек: капитана, механика, помощника и, конечно, матроса.

До 1942-го года Николай жил в районе бывших «Балкан», расположенном в северной части города Сталина. Это рядом со зданием очень внушительной мельницы, построенной поволжским немцем Александром Гергардтом. После революции, у капиталиста её отобрали, а ближе к тридцатым годам, назвали в честь революционера Константина Грудинина.

– Вы может быть, даже не знаете, – сказала дальше старушка: – но супротив Сталинграда всегда находилось несколько крупных посёлков: Верхняя, Средняя и Нижняя Ахтуба. Плюс ещё целый десяток небольших деревень.

Многие люди жили здесь постоянно, а работали на той стороне, на огромных заводах. Всех нужно было возить через Волгу. Вот и гоняли баркасы в качестве обычных паромов.

Как только фашисты вышли к окраинам города, они стали бомбить все кварталы. Центральные районы были сильно разрушены в течение суток. Те, кто не погиб при обстрелах, бросили всё, что у них там имелось, и перебрались на левую сторону.

Николай вместе с семьёй переехал ко мне. Живёт теперь здесь, а ходит каждый день на войну, как к себе на работу. Вернее сказать, он постоянно на фронте и лишь иногда, на пару часов, вырывается к престарелым родителям.

Ведь кроме своих стариков, ему нужно проведать семью и передать им продукты, которые выдают в пароходстве. Очень часто машины с провизией гибнут в пути. Пайки не доходят до речников и они вместе с семьями остаются с пустыми кастрюлями.

Все мы уже целый месяц питаемся впроголодь, чем только придётся. Собираем зерно, что выносит водой из потопленной баржи. Оно наполовину с песком и, как его только не мой, всё равно хрустит на зубах.

В основном едим рыбу, оглушенную частыми взрывами. Но для того, чтобы её подобрать, нужно топать к реке, а там сейчас сущий ад, пришедший из преисподней на землю.

По правде сказать, – продолжала старушка: – здесь ненамного спокойнее, чем на самой переправе. Оба берега Волги каждый день подвергаются авиационным налётам и артиллерийским обстрелам.

Дома в нашем посёлке горят один за другим. Скоро и до моего небольшого двора дойдёт своя очередь. Придётся вырыть землянку, как сделали все погорельцы и жить в тёмной норе, словно слепые кроты. Если, конечно, уцелеем при взрыве?

Фашисты желают стереть город Сталина с лика земли и бомбят его круглые сутки. Лишь иногда выдаются минуты такие же тихие, как, к примеру, сейчас. Я думаю, это всё объясняется не добротою наших врагов.

Скорее всего, пушкари и лётчики фрицев далеко не железные. Наверняка, они тоже сильно устали. Нужно всем отдохнуть, а заодно, почистить орудия, залить бензин в самолёты и заправить их бомбами.

Женщина вдруг замолчала на короткое время. Тяжко вздохнула и тихо продолжила: – По словам Николая, после двадцать третьего августа, всё в городе было разрушены. По всей округе уже не осталось ни одного не разбитого многоэтажного дома.

Уцелело лишь несколько зданий, построенных в центральных районах. Однако, они пострадали так сильно, что там торчат одни обгоревшие остовы. Мельница тоже, пока что на месте. Она возвышается над полем развалин, как большой памятник людскому безумию.

Двор, где долгие годы жил Николай, находился недалеко от берега Волги. Здание мельницы стоит между ним и фашистами. Оно защищает хибарку от артиллерийских обстрелов и принимает удар на себя. Благодаря этой странной случайности, стены частного дома всё ещё пребывают в сохранности.

Каждый день, по несколько раз, Николай плывёт через широкую реку. Он прорывается сквозь плотный фашистский огонь и с тревогой смотрит туда, где провёл свою молодость.

Смотрит сквозь дым и пыль от разрывов и горестно думает: – «Как там мой маленький дом? Надеюсь, в порядке?» – увидев, что здание ещё не разрушено, он облёгчённо вздыхает: – «Жив, пока что курилка! Значит, и мы ещё повоюем!» – говорит он себе и направляет баркас к пристани шестьдесят второй переправы.

– А по каким часам ходит паром? – спросил вдруг майор.

– Все работают круглые сутки. Причём, в двух направлениях. – сообщила старушка: – Используют любые суда, какие могут найти – рыбачьи лодки, баркасы и баржи.

Непрерывным потоком везут в Сталинград регулярные части и снаряженье для них. Назад доставляют увечных бойцов и тех местных жителей, что ещё не успели уехать из города.

Круглые сутки над переправой летают самолёты фашистов. Они стреляют из пулемётов по всем судам без разбору. Совершенно не смотрят на то, кто сидит на маленьких палубах. Здоровые там солдаты с оружием, или же бабы с детьми, да старики со старухами.

В первую очередь, фрицы охотятся за крупными баржами, на которых везут в Сталинград боеприпасы, горючее, тяжёлую технику и сотни людей. Но, кроме них через реку плывёт много баркасов, катеров и вёсельных лодок.

К счастью, у фрицев нет столько сил, чтобы разбить каждое плавучее средство, что идёт по воде. Поэтому, небольшие судёнышки чаще проскакивают сквозь завесу огня.

В течение первой недели, Николай сделал множество ходок через широкую Волгу. Он был под постоянным обстрелом, но ему чрезвычайно везло. Вокруг гибли солдаты, плывшие в Сталинград, или бедные беженцы, желавшие выйти из зоны боёв. Бомбы падали рядом с его теплоходом. Осколки косили людей, стоящих на палубе, в том числе, и членов его скромной команды.

Как рассказал сослуживец моего Николая – вздохнула старушка: – три дня назад, «Ерик» шёл к правому берегу. В который раз, он вёз осаждённым бойцам ящики с большими снарядами.

В облаках появился бомбардировщик фашистов. «Лапотник» завалился на бок и устремился к воде. От крыла отделилась тяжёлая бомба. Мелькнула стремительной тенью и упала возле правого борта.

Раздался оглушительный взрыв. К небу поднялся фонтан горячего пара. Горячие осколки железа полетели в разные стороны. Часть из них, врезалась в штабель из ящиков. Несколько штук перерубили верёвки, которыми его крепко связали.

Все члены экипажа были заняты делом. Моторист и помощник возились с чихающим дизелем. Матрос находился на крыше маленькой рубки и всё время стрелял из пулемёта по самолётам нацистов.

Тогда Николай закрепил капитанский штурвал, чтобы корабль не сошёл с нужного курса. Выскочил из надстройки на палубу и быстро связал перебитые тросы.

Рядом с баркасом раздался другой громкий взрыв. Туча осколков яростно свистнула в воздухе. Пара из них тут же попала в моего родного сыночка. Они сбили Коленьку с ног, и швырнули болезного в реку. Хорошо, что матрос разглядел, как его командир оказался в воде. Он спрыгнул с рубки и вызвал из трюма обоих механиков.

Не обращая внимания на тысячи пуль, падавших с неба, они повернули корабль назад и, вытащили Николая на палубу. Затем, снова направили «Ерик» к правому берегу. Порвали тельняшки на длинные полосы и, как смогли, завязали глубокие раны товарища.

Причалив к узкому пляжу, мотористы с матросом взялись разгружать привезённые грузы. К ним пришли на помощь солдаты. Один командир заметил свежую кровь, испятнавшую доски.

Он сразу спросил, что случилось в пути? Ему объяснили, что если бы их капитан не закрыл своим телом те ящики, то снаряды наверняка взорвались. Тогда, от судёнышка ничего не осталось.

Раненого в грудь Николая отвезли к левому берегу, где положили в воинский госпиталь. Сегодня днём приезжал сослуживец сыночка. Сказал, что он идёт на поправку и, в ближайшее время, вернётся на судно.

Ещё он сказал, что об этом удивительном случае узнали в речном пароходстве. Начальство решило отметить героический подвиг Николай Ивановича и представило его к боевому советскому ордену «Красной звезды».

–28.08.2023

Yaş həddi:
16+
Litresdə buraxılış tarixi:
02 sentyabr 2023
Yazılma tarixi:
2023
Həcm:
260 səh. 1 illustrasiya
Müəllif hüququ sahibi:
Автор
Yükləmə formatı:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip

Bu kitabla oxuyurlar