Həcm 232 səhifələri
2011 il
Алиби
Kitab haqqında
Андре Асиман, признанный одним из самых пронзительных писателей своего поколения, создал великолепную серию связанных между собой эссе о времени, местах, личностях и искусстве, которые показывают его в лучшем свете. От прекрасных и трогательных произведений о воспоминаниях, вызванных ароматом лаванды, через размышления о таких городах, как Барселона, Рим, Париж и Нью-Йорк, и до его удивительной способности раскрывать секреты жизни на углу обычной улицы, «Алиби» напоминает читателю, что Асиман – мастер личного эссе.
Janr və etiketlər
Мне очень хотелось поставить для себя «галочку»: «Я прочитала у Асимана всё, до чего смогла дотянуться». Это серия связанных между собой, как и всё у него, эссе о времени, городах, людях. От трогательных воспоминаний, вызванных ароматом лаванды, через размышления о Риме, Париже, Венеции к личной особенности Андре Асимана размышлять о своём месте в жизни, остановившись посреди города. Книга похожа на встречу со старым другом, в разговорах с которым всегда всплывает одна и та же тема – воспоминания, сослагательное наклонение, запахи. Он привычно тянет тебя прогуляться по знакомому маршруту – Александрия, Рим, тот самый городок в Италии, где писал Моне. Болтает о старых знакомых – Фрейд, Пруст, Достоевский. Стараясь тебе угодить, он показывает что-то новое – Венеция, Тоскана, Барселона. Но сам не замечает, как сворачивает на знакомую тропинку, и вы оказываетесь в Нью-Йорке, в котором он (опять!) мечтает о Санкт-Петербурге. Нет-нет да и поймаешь себя на том, что от беседы этой ты, пожалуй, устал, и заглянешь в конец книги, стараясь сделать это незаметно, потому что совсем не хочешь обидеть автора. Словом, старая песня на новый лад:)
Асимана я беру (за вычетом Назови меня своим именем) для того, чтобы найти в его книгах какие-то яркие эпизоды кринжа и покричать чайкой над "гениальными" решениями его главных героев. Но в данном случае нет ничего похожего. Это сборник личных эссе, в основном, посвященный разным городам мира и размышлениям Асимана по поводу своего еврейства.
Было ли интересно читать? Совсем нет. Так как читаю художественную литературу, то от сплошных стен текста, не разбавленных диалогами, уже отвыкла и приходилось по несколько раз возвращаться к одним и тем же местам. И текст изящностями не изобилует (но тут мог частично испортить переводчик).
Асиман много вспоминает о прошлом городов, про известных личностей, которые там жили и чей отпечаток остается на улицах того или иного города. Для меня его рассуждения звучат невыразительно. Даже глава про Париж не зацепила, у нас с ним разные любимые места и впечатления.
Самым приятным для меня было эссе "Мой миг Моне", как Асиман искал дом изображенный на нескольких картинах художника, попутно создавая собственные неповторимые воспоминания о городе. Вайб "случайно проложил маршрут и попутно встретил интересных людей" как раз отзывается.
Немножко желаемого кринжа отсыпала самая последняя часть, где Асиман рассказывает, что выдумал сцену из якобы автобиографического "Из Египта". Причем выдумал несколько раз, сперва добавлял и убирал в одну и ту же сцену брата, а потом рассказывает, что описанных событий вовсе не случалось. Его представления об автобиографии весьма специфичны.
Еще одна книга, которую надо читать строго в определенном настроении - этакой меланхолии, желательно параллельно предаваясь ностальгии о местах, в которых вы когда-то бывали. Рада, что звезды сложились так, что нужное настроение у меня было, потому что в противном случае читать книгу, полную аллегорий, книгу, в которой ничего не происходит кроме бесконечных блужданий по городам и мыслям, было бы пыткой.
Проникнуть в чужую голову было интересным опытом. Тем более, что характером я далека от Андре Асимана, видимо, настолько, насколько это вообще возможно. Это пример человека, который не может жить в пресловутом «моменте», который может либо мечтать о будущем, либо грустить о прошлом, а настоящего для него не существует.
Пожалуй, я могу посоветовать эту книгу людям, уехавшим из своей страны. Мне кажется, им легче узнать тут себя.
Rəylər, 4 rəylər4