Həcm 280 səhifələri
2017 il
Тьма знает
Kitab haqqında
В безмерных глубинах ледника Лангйёкютль находят замороженное тело бизнесмена, бесследно исчезнувшего тридцать лет назад. Преступление тогда так и осталось нераскрытым.
Полиции ничего не остается, как вновь арестовать тяжелобольного подозреваемого Хьяльталина, которого в свое время так и не удалось упрятать за решетку.
Конрауд, полицейский в отставке, возобновляет собственное расследование этого дела, которое десятилетиями не давало ему покоя. Перед смертью Хьяльталин просит Конрауда найти настоящего убийцу и отомстить за все страдания, терзающие его душу.
Когда ночью к Конрауду приходит пьяная женщина со странной пугающей информацией, полученной от ее трагически погибшего брата, наконец-то появляется новая зацепка, которая может привести к настоящему преступнику.
Но хватит ли сил Конрауду раскрыть страшные секреты, копившиеся десятилетиями, и жестокую правду, способную разрушить множество жизней?
В целом, когда речь идет о скандинавских детективах и триллерах, мы уже понимаем, что это будет долго, неспешно и в соответствующем антураже. Но эта книга просто квинтэссенция тягомотины.
Невнятные персонажи, половина из которых введена просто для массовости — видимо, чтобы утомить читателя запоминать их имена. А те персонажи, которые действительно важны для сюжета и истории Конрауда, были не прописаны в полной мере: им не сочувствуешь, их не любишь и не пытаешься понять — они просто есть фоном к происходящему.
Сами события до невозможности унылые: мы ходим, ходим, ходим, бесконечно разговариваем со всеми подряд, думаем, вспоминаем, копаемся в прошлом. И это все так затянуто, что даже уже не интересно, что там было в прошлом у главного героя и что там с его отцом (видимо, эта история будет раскручиваться в последующих книгах серии).
Само преступление скучное: да, завязка была яркой, возникло даже предвкушение интересного расследования и неожиданной развязки, но... Этого не будет. Концовка слишком быстрая и сомнительная, как будто - бац! - все, дело раскрыто. Хотя это в целом проблема многих детективов, где на протяжении всей книги нас держат в напряжении, а в конце все происходит так быстро, что не успеваешь опомниться — здесь не было этого напряжения, поэтому вся книга прошла ровно и скучно. Слишком много лирических отступлений — таких же нудных, как и все остальное.
С автором, возможно, я еще раз попробую подружиться, потому что рейтинги других его книг повыше — возможно, там дело обстоит чуть живее. Но эту читать не советую: только если вам некуда деть вечер и вы хотите поскучать над книгой.
Детективы в Исландии пишет даже премьер-министр, а в нашем литературном пространстве бум исландских книг, которых больше, чем в прежние годы шведских, датских и финских вместе взятых. Арнальд Индридасон еще одно новое имя из самой северной европейской страны.
Полицейский на пенсии Конрауд внезапно возвращен к событиям тридцатилетней давности, когда пропал предприниматель Сигюрвин. Тогда найти его не удалось, по подозрению в убийстве был задержан некто Хьялталин, позже отпущенный за отсутствием состава преступления (нет тела - нет дела). И вот теперь глобальное потепление сделало тайное явным. На подтаявшем леднике туристская группа наткнулась на вмерзшего в лед человека.
Дело возобновлено, прежний подозреваемый задержан снова. Крайне неприятный тип, имел с убитым финансовые трения, угрожал ему, к тому же попытался уехать из страны - дело ясное, что дело темное. Говорить желает только с Конраудом, и плевать ему, что бывший полицейский уже не в рядах. У мужика неоперабельный рак горла и в Юго-Восточную Азию он рвался в последней надежде на нетрадиционную медицину или хотя бы, чтобы сдохнуть не на тюремной шконке, а провести оставшиеся дни, сколько ни есть, в тропическом раю.
Хьялталин в очередной раз клянется в невиновности, просит своего бывшего следователя найти истинного убийцу, и буквально на следующий день умирает. А потом к Конрауду приходит женщина, чей рассказ проливает новый свет на эту давнюю историю. Сыщик снова в деле. Не то. чтобы "Тьма знает" был детективом мечты. Многовато внезапных смертей и таких же внезапных раскаяний, маловато динамики. Но неспешная медитативная основательность, с императивом морального закона внутри и без мерзостей расчлененки - обаятельное свойство этой книги.
А чтение Игоря Князева станет приятным бонусом, если вы уже научились слушать аудиокниги.
Романы Индридасона - как сама Исландия, которая или заходит своей лаконичной суровостью, или вызывает резкое неприятие: "Что это вообще такое?" Вся серия о Коунраде похожа на очень скупую графику, чёрно-белую, как рейкьявикские улицы зимой. Предельно сжато, создано минимумом выразительных средств. При этом каждый роман оставляет сильное послевкусие, очень опознаваемый привкус грусти и осознания времени. Очень многие его детективы обращаются к преступлениям, произошедшим десятилетия назад или же берущим там свои истоки. Время не лечит; от сделанного не избавиться; прошлое настигает; одна-единственная ошибка может разрушить жизни многих и отравлять годами. Главное не момент преступления, а его долгие отзвуки и судьбы после. Этот лейтмотив выныривает то там, то здесь, то трагедией во время юношеского концерта, как в "Голосе", то такой историей, как в "Операция Наполеон" или "Каменный мешок". "Тьма знает" не исключение. Вышедший в отставку Коунрад всё такой же искатель правды, а его методы здесь всё так же тесно переплетены с саморефлексией. И с собственной несовершенностью, показанной через один финальный эпизод. Очень далеко от американских детективов. Возможно, воспринимать книги Арнальдюра Индридасона тем, кто привык именно к американской, британской или даже шведской детективной традиции, будет непросто. Но если до этого был в Исландии, то текст разворачивается совершенно по-другому. Каждый его роман - это тщательная топография Рейкьявика. Перед глазами встаёт каждая названная улица, каждый уголок снабжается своеобразным кратким историческим экскурсом, таким ненавязчивым, что сразу и не оценить его ёмкость. Место, где произошло преступление, действительно очень выразительное и с историей. Да и сами методы расследования типично исландские - из бара в бар или из магазинчика в магазинчик, идя по ниточке знакомств в стране, где все знают друг друга если не напрямую, то через кого-то из друзей или соседей. Очень приятно, что за несколько недель на ЛитРесе появилось сразу две книги автора.
Уж такое надежное место - ледник - чтоб спрятать того, кто был убит тридцать лет назад. Но ледники тоже тают, и тридцать лет спустя туристы обнаруживают так хорошо сохранившееся тело, и вновь этим делом занимается Конрауд, хоть давно и в отставке, и снова полиция арестовывает того же, кому когда-то не смогла предъявить обвинение. Но три десятка лет делают свое дело, его отпускают, и он уже в такой практически терминальной стадии заболевания, что скоро и без полицейских покинет этот мир, все также отрицая свою вину.
Но тут - спустя тридцать лет - на пороге дома Конрауда возникает женщина с рассказом о том, чему был свидетель ее брат, тогда совсем мальчишка, к сожалению погибший не так уж давно под колесами авто. И Конрауд начинает все заново раскапывать. Чем же еще заняться полицейскому на пенсии, мучимому еще и неразрешимой загадкой смерти отца, тоской по давно ушедшей любимой жене и которому некуда особо приложить свои руки и мозги? Но иногда это и срабатывает.
Стоит лишь отклониться слегка от курса и начать уже опрашивать тех, кто мог видеть, слышать или даже быть виновником смерти несчастного Вилли, как начинают выплывать некие подробности. Даже если не сразу. Недаром его сестра так уверена, что смерть ее брата не случайна, может, стоило ему держать рот закрытым и не рассказывать всем и каждому, особенно подшофе, о том, чему он мальчишкой был свиделем, тогда, возможно, ничего и не случилось бы. И Конрауд, как хорошая ищейка, идет от одного разговора к другому, от одних слухов к другим, пока не натыкается на один момент, который, он чувствует, что ему надо совсем немного, чтоб вспомнить. Но будьте уверены, на это ему тоже не надо будет много времени. И тогда все несостыковки сойдутся, будто по мановению магических пассов, все уляжется в одну стройную версию произошедшего.
Только, как всегда, в скандинавских романах, будут жертвы и неумеренного пития, и детских травм, и насилия в семье, люди вырастают и взрослеют, но некоторые вещи продолжают управлять ими. Кто виноват в тех старых убийствах, тот, кто убил или то, что привело человека к этому?
И все же, как мало иногда надо и столь немногого не хватает, чтоб старое дело вновь двинулось с мертвой точки. Старый конь всхрапывает и бьет копытом, словно молодой, еще раз доказывая, что такой, как он, борозды не испортит. А наоборот, вывезет туда, куда надо.
С уверенностью на 99,9% думаю, что книга мало кому понравится. «Слишком медленное расследование», «слишком много лишней информации о детстве, родителях, семье, службе Конрауда», «отсутствует экшен», «нет крови и выпотрошенных внутренностей», «главный герой без остроумия», - вот примерно, что ожидаю услышать в отзывах других.
И все это правда. Но для меня это не стало минусами. Цикл о Конрауде продолжу читать по нескольким причинам. Во-первых, главный герой не алкоголик, а ценитель вина. Во-вторых, у Конрауда отсутствует депрессивные или самoyбийственные мысли. Хотя я бы как минимум задумалась о переезде, а максимум и о большем, если бы пришлось выучить названия исландских ледников. Язык сломать можно)
По стилю расследования Конрауд напомнил Мегрэ. Такой же увалень, разве что без шарфа и трубки, но неизменно вежливый со всем, цепкий и упертый. Разница еще заключается в физическом недостатке Конрауда – у него левая рука сухая от рождения и слабее правой. Сама удивилась, отчего автор так акцентирует внимание на этом. Да, все просто – сухая рука сыграет важную роль в конце.
Что по мотиву преступления и злодеям? Ледник место схоронения того, что должно исчезнуть идеальное. Если бы не глобальное потепление. Как бы человек не пытался казаться умным, природа/планета (более близкое вам подчеркнуть) всегда щелкнет его по носу.
А с преступниками одна ассоциация – крысы. Жадные, трусливые. Эдакие Раскольниковы, которым сопутствовала удача. В какой-то момент. Лет на тридцать. Даже их раскаяние и самосуд (одного из них) не вызывает сочувствия, каких-то положительных эмоций. Поэтому я полностью на стороне Конрауда.
много лет был только одной видимостью. Постоянной работы у него не было, он выпивал, водился с другими пьяницами и преступниками
: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».
Rəylər, 15 rəylər15