Həcm 786 səhifələri
2017 il
«Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март – июнь 1917 года)
Kitab haqqında
В своем новаторском исследовании автор показывает, что культ вождя народа, известный нам по фигурам Ленина и Сталина, зародился не в советское время, а весной и летом 1917 года. «Первая любовь революции» Александр Керенский стал первым носителем и отчасти изобретателем этого культа. Традиция монархической культуры не исчезла бесследно. Обогатившись традицией почитания партийных вождей, она возродилась в новом образе уникального вождя революционной армии и революционного народа, который оказался востребован разными слоями... Daha sonra
Janr və etiketlər
Восхитительно дотошная книга о репрезентации Керенского в общественном сознании марта-июня 1917 года. Автор, знакомый мне по столь же отличной и столь же дотошной работе об образах царской семьи в годы Первой мировой, удержал планку (а пожалуй, и задрал ее еще выше).
Хорошая книга, интересно рассказывающая о том, сколько политического капитала может выжать расчетливый человек из того, что оказался в нужное время в нужном месте. Как ни крути, решающим эпизодом для русского либерализма стал тот момент, когда Керенский начал брататься с восставшими войсками в Феврале, зазывать их и Таврический дворец и посылать за царскими чиновниками. После этого он умело лез к верховной власти, не вполне понимая, думаю я, что он будет с ней делать.
Несмотря... İrəli
Министр-демократ, но простой такой, Герой революции, солнце России Яркий-яркий борец за свободу Такой он душка, прям второй спаситель.
В темно-темной тужурке строгой, Ладонь ложится за борт упрямо. Светлый-светлый взор его Правду народную молвит прямо.
Друг человечества, защитник сирых Восхищается им даже природа. В поездку на фронт отправляется снова - Прощай, прощай, милый друг народа...
Стремительны его слова и колени Огнем восторга горел на работе. Его ненавидели и царь, и Ленин; И даже покушения были вроде.
Как... İrəli
Отличное исследование о формировании "культа личности" революционного политика, с подробным анализом "медийного образа" (интересно, как перекликалась критика Керенского в крайне левой и крайне правой прессе). Политическая культура России оставалась монархической по своей сути, и это требовало замены традиционного лидера на революционного харизматика. Культ Керенского доходил до комических и самопародийных форм, все эти "выносы" премьер-министра на руках, которые высмеял Шкловский в мемуарах. Слово "вождь" тоже впервые было применено именно к Керенскому (и его культ оказывается своеобразным предтечей культов "вождей" большевиков). С другой стороны, Керенский был политиком современного типа, на тот момент скорее "американского", он умел и любил работать с прессой, создавать медиаповоды и прочий "пиар". Интересно было бы представить каким был бы президентом Российской республики Керенский, если бы Россия стала эсеровской, а... İrəli
Московские речи Керенского [в мае 1917 года] сыграли определенную роль в создании и других текстов, важных для русской культурв. Б.Л. Пастернак, находившийся в огромной толпе на Театральной площади, описал восторженную встречу революционного министра:...Это не ночь, не дождь и не хором
Рвущееся: "Керенский, ура!",
Это слепящий выход на форум
Из... Далее
Среди "восторженных поклонников" Керенского была и М.И. Цветаева. 21 мая [1917 года] она написала стихи, посвященные военному министру:И Кто-то, упав на карту,
Не спит во сне.
Повеяло Бонапартом
В моей стране.Кому - то гремят раскаты:
-... Далее
Писатель А. И. Куприн, характеризуя выступления министра [А.Ф. Керенского], назвал его "народным сердцем": "Во все времена и у всех народов в годины тяжелых испытаний всегда находился тот непостижимый и непосредственный душевный преемник, тот божественный резонатор, тот таинственный выявитель воли народной, что я и называю живым, бьющимся сердцем народа".
Британский дипломат Р.Б. Локкарт, сидевший в театральной ложе [Большого театра 26 мая 1917 года], так вспоминал впоследствии выступление Керенского:"...Это было историческое зрелище, вызвавшее более сильную эмоциональную реакцию, чем любая речь Гитлера и других ораторов, когда-либо слышанных мною".
В 1917 году Керенского многие именовали "борцом за свободу". Например, 26 июля 1917представители Куженкинского гарнизона приняли постановление:
...все любящие свою родину элементы страны должны сплотиться около Временного правительства, оказывая ему полную поддержку и доверие в надежде, что коалиционное правительство во главе с таким испытанным борцом за свободу трудящегося народа, каким является общий любимец, наш товарищ КЕРЕНСКИЙ, положит свою жизнь на защиту родины и революции от дерзких поползновений как со стороны внешнего врага, так и со стороны врагов революции справа и слева.
Rəylər, 3 rəylər3