Həcm 958 səhifələri
1922 il
Самое ужасное путешествие
Kitab haqqında
Трагическая история открытия Южного полюса вот уже сто лет не перестает волновать умы людей. О роковом путешествии Р. Скотта к полюсу написано множество статей и книг, но книга Э. Черри-Гаррарда, участвовавшего в английской антарктической экспедиции 1911–1913 годов в качестве помощника биолога, представляет собой по сути единственное связное повествование обо всей этой экспедиции в целом. Высокая степень достоверности при описании всего хода экспедиции сочетается с необыкновенно живым, эмоциональным изложением.
Издание дополнено критическими комментариями и примечаниями доктора географических наук В. С. Корякина.
Великолепный отчет о британской антарктической экспедиции 1910-1913 года написанный её самым молодым участником (в 1910 году Черри было 24 года).
Книга названа по впечатлению от зимнего санного похода автора, доктора Уилсона и его друга лейтенанта Боуэрса к мысу Crozier за яйцами императорских пингвинов. В этом походе они чуть не погибли и выжили лишь благодаря чудесному стечению обстоятельств.
В книге подробно описываются события с самого начала путешествия, много выдержек из дневников и писем участников, много фотографий отличного качества. У автора прекрасный слог и все персонажи настолько реалистичны, что вскоре проникаешься судьбой каждого.
Когда читаешь эту книгу во второй раз, то понимаешь, что это не просто рассказ об экспедиции, это – роман-реквием по погибшему другу – лейтенанту корпуса морской пехоты Генри Боуэрсу. У автора, Черри, печальная судьба, всю жизнь он будет терзаться мыслями мог ли он предотвратить гибель полюсной партии. В каком-то смысле эта книга позволяет ему еще раз проанализировать все события и убедиться, что в тех обстоятельствах было сделано все, что было в их силах и в их полномочиях. Никогда бы в жизни не хотела оказаться в его ситуации: безусловно, его вины в гибели друга нет, но как же тяжело осознавать, что, поступи он тогда вопреки здравому смыслу – и возможно у кого-то из полюсной партии был бы шанс вернуться (хотя, этот шанс был настолько невероятно мал, что вряд ли его даже стоит обсуждать).
Особенно понравились выдержки из дневника и писем к матери Генри Боуэрса. У этого небольшого ростом, но великого духом отважного героя был несомненный литературный дар, что заставляет ещё больше сожалеть о его гибели. Добродушный, жизнерадостный, всегда готовый прийти всем на помощь и не теряющий самообладания даже в самых тяжелых и отчаянных ситуациях – таким был Боуэрс по воспоминаниям Черри.
И еще, надо иметь ввиду, что трагическое завершение экспедиции склонило общество и правительство Британии сделать Скотта героем (вернись он живым – могли бы и под суд отдать за такую плохую подготовку и организацию). Время было такое – стране нужны были герои, пожертвовавшие своей жизнью ради великой цели. Поэтому все участники тех событий, решившие написать книги об этой экспедиции, вынуждены были исключить из них все, что могло отразиться негативно на репутации Скотта.
Тем, кому эта книга понравится и захочется побольше узнать об этой и других антарктических экспедициях того времени, советую почитать книгу Реймонда Пристли «Антарктическая одиссея (Северная партия экспедиции Р.Скотта)», Эрнеста Шеклтона «В сердце Антарктики», и конечно книгу Роланда Хантфорда «Покорение Южного полюса. Гонка лидеров.», которая показывает неприглядную сторону личности Роберта Скотта и его ответственность за гибель полюсной партии.
В целом согласен с предыдущим отзывом – книга просто великолепна. Этот труд ранее уже выходил на русском – в 1991 году в издательстве Гидрометеоиздат, но в исполнении издательства Паулсен книга выглядит намного интересней и привлекательнее.
Английская антарктическая экспедиция «Терра Нова» 1911 – 1913 годов – одна из самых драматических и героических в истории Южного Полюса. Сколько моральных и физических сил было затрачено, вопреки законам природы и здравой логике (экспедиция происходила зимой, а не летом). Не смотря на то, что с тех трагических лет прошло уже более века, много неясного и спорного в истории последней для Р. Скотта полярной экспедиции остаётся и сегодня. Было совершено множество роковых ошибок, принято немало таких же решений, однако одного у этих людей уж точно было не отнять – мужества, благородства и отваги.
Читая страницы воспоминаний Э. Черри-Гаррарда, не перестаёшь удивляться, как при таких нечеловеческих условиях, даже в момент озарений – им уже никак не выбраться из снежной пурги – они всё ещё оставались людьми, жертвующими собой ради товарищей. Вроде Лоренса Отса: понимая, что он с отмороженными ногами сильно тормозит обратный ход экспедиции и обрекает её на неминуемую погибель (всего в 34 км. от спасительного склада), он в день своего рождения просто уходит из палатки… Оставленная им записка гласила: «Пойду пройдусь. Может не сразу вернусь». Однако оставшуюся тройку это не спасает – назад к складу не возвращается никто, в том числе и сам Роберт Скотт, погибший примерно 29 марта 1912 года. Просто шокируют подобные моменты. Да и экспедиция фактически оказалась неудачной – жителям Туманного Альбиона так и не удалось первыми достичь Южного полюса – их опередил норвежец Амундсен, всего на месяц. Очень честная и открытая книга. Её автор – непрофессиональный полярник, самый молодой и неопытный член экспедиции Р. Скотта. Терпеливый, воспитанный и доброжелательный, но в то же время довольно замкнутый и не приспособленный к условиям антарктической зимовки. Тем не менее, это идёт книге только на пользу, дневник Черри-Гаррарда – чрезвычайно ценный документ антарктической экспедиции, сравнимый с дневником самого Роберта Скотта.
В своём предисловии, автор оговаривает – он не ставит перед собой задачу создать научный трактат или экспедиционный дневник, как от него требовало Научное общество. Э. Гаррард хотел ещё раз изложить на бумаге всё то, что ему и всем участникам экспедиции довелось пережить, через какие ужасы пройти, превозмогая депрессию, мучавшую Эпсли на протяжении всей последующей жизни. Он не погиб в команде Скотта, ведь остался дожидаться её возвращения у склада Одной тонны – Гаррард из тех «везунчиков», что вернулся, но не выжил, навсегда психологически увязнув в снегах там – на Полюсе. «Самое ужасное путешествие» - своеобразная дань памяти, исповедь очевидца. Тем более ценными являются эти сведения, раскрывая в первую очередь людскую, психологическую и моральную сторону. Автор пишет о многом, стараясь не упустить ни малейшей детали из быта и отношения полярников: их шутках друг над другом и о том, как те работали, не раз выручая один одного, драматической вылазке за пингвиньими яйцами, съеденных собаках и т.д. Остаётся лишь догадываться, сколько раз Эпсли вспоминал тот злополучный март и месяцы тяжелейшей экспедиции, которые довелось прожить неподготовленному полярнику. 18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс
Великолепная книга. Памятник силе человеческого духа, проявившейся в невероятно сложных условиях. Читается увлекательно.
Эпсли Джордж Беннет Черри-Гаррард весьма эмоционально излагает историю путешествия, именно этим и цепляют его воспоминания. Как самого молодого и неопытного участника антарктической экспедиции, его бросали на разнообразные работы, потому автору удалось максимально близко наблюдать за деятельностью всех участников экспедиции. Потому Черри-Гаррарду и удалось столь ярко обрисовать характеры полярников роковой экспедиции Р.Скотта, их взаимоотношения в коллективе, описать быт, показать проблемы и опасности, подстерегающие человека, решившего заглянуть так далеко на юг. Повествование щедро сдобрено цитатами из дневниковых записей и писем, как самого Скотта, так и прочих членов экспедиции, что позволяет представить целостную картину случившегося в Антарктике.
Но, кроме того, автор рассказывает и о поисково-спасательной партии, о надеждах и горькой находке экспедиции Аткинсона. Не удивительно, что пережив невзгоды этих двух экспедиций, увидев страшную гибель ставших близких ему людей, Черри-Гаррард всю жизнь страдал от депрессии, наверняка, прокручивая в голове варианты; «А что, если бы...». Но все члены экспедиции знали на что шли, ведь как писал метеоролог Симпсон «Мы шли на риск, мы знали, что идём на риск. Обстоятельства повернулись против нас, и поэтому у нас нет причин жаловаться».
В разговорах нет недостатка, главным образом потому, что разговаривать необязательно: большинство людей знает, какая мучительная пустота овладевает нашим сознанием при одной мысли о том, что раз мы едим, то непременно должны беседовать, даже если сказать совершенно нечего.
За свою короткую жизнь я не раз убеждался, как сильны все люди, пренебрегающие общепризнанными истинами — они достигают невозможного.
Люди страшатся не смерти, а медленного мучительного умирания
Стоя лицом к лицу со смертью, не думаешь о вещах, ко-
торые, если верить богословским трактатам, грешников мучают,
а праведников наполняют благодатью. В тот момент для меня
было бы естественным взвешивать шансы попасть в рай; но,
по правде говоря, я об этом не задумывался. Попробуй я
заплакать — я бы не смог. И у меня не было ни малейшего
желания перебирать прегрешения молодости, напротив, я жа-
лел, что недостаточно пользовался жизнью. Как известно,
дорога в ад вымощена благими намерениями; дорога в рай —
упущенными возможностями.
Я хотел бы вернуть эти годы. Как бы я их прожил, как
веселился! Вот о чем я жалел. Правильно сказал великий
перс: на пороге смерти, памятуя о милости Божьей, мы гры-
зем локти от сожаления, когда думаем, сколько в своей жизни
упустили из страха перед Судным днем.
В иных условиях умереть легче, чем жить.
Rəylər, 9 rəylər9