Этноэксп Россия

Mesaj mə
Fraqment oxumaq
Oxunmuşu qeyd etmək
Şrift:Daha az АаDaha çox Аа

День 3. Йошкар-Ола – Казань – Набережные Челны. 420 км

Траволта и Ума Турман отжигают в баре – нас будит музыка из колонок на крыше «Тойоты LP». Лагерь медленно просыпается. Закипает кофе. С реки возвращаются купальщики. Неспешно завтракаем, собираемся, прикидываем маршрут. Стартуем в 11. Лезем по кочкам обратно на дорогу.

На въезде в город твёрдым жестом постовой тормозит «Буцефала». Подходит, козыряет, с деловым видом рассматривает документы и вдруг, расплывшись в дружелюбной улыбке, объясняет: просто любопытство заело – больно уже караван необычный! Желает удачи и отпускает, снабдив маршрутом в центр.

Кружим по проспектам, находим арку – вход в Парк Культуры. Самый центр.

Закупив местной прессы и мороженного с тележки «Марий-Айс», берём языка. На удачу нам сразу дают хороший ориентир – кафе «Чикаго». Пару поворотов, и мы на солнечной веранде, коннектимся по бесплатному вай-фаю во всемирную сеть. Лесной тут же сдаёт явку, и через двадцать минут на веранде появляются многочисленные делегации, желающих познакомиться и пообщаться. Общаемся, вкушаем Хачламу и имбирный чай.

Марий-Эл, как и Чувашия, поражают обилием красивых представительниц прекрасного пола. Мы с Иваном, дабы избежать соблазнов, удаляемся в расположенный по соседству Республиканский Музей Изобразительных Искусств. Срезаем на трёх этажах мощный этнографический пласт и под впечатлением возвращаемся на террасу. Экспедиция, получив в подарок от заведения штабеля коробок с пиццой, чехлит ноутбуки и грузится по машинам. Идя по обычной бумажной карте, находим выход на Казань и переходим в режим трассы.

Минуя Помары и Волжский, пересекаем границу с Татарстаном. Второпях проскакиваем казанскую окружную и ни чуть не сожалея, проходим город насквозь.

Темнеет. В сумерках проходим по мосту Вятку. В обратную сторону неимоверной протяжённости пробка. Радиоканалы разрываются от брани дальнобоев.

Прозваниваем гостинцы. Первая сообщает, что в номерах есть горячая вода, интернет отсутствует. Вторая телеграфирует об отсутствии горячей воды, но есть вай-фай. Делаем правильный выбор. Бывалые экспедиционщики снисходительно ухмыляются, и отправляются ночевать на воздух, на берег Камы.

На въезде в Набережные Челны экспедицию встречают друзья «Барыг», с которыми они ходили по ближнему востоку. Показывают путь до гостиницы.

На завтра парни обещают программу. Хватаем ключи и спать.

День 4. Набережные Челны – Уфа. 280 км

Завтрак на 14-м этаже. Сверху вид на город. Отправляемся осматривать окрестности. Добираемся с окраин в центр, колесим в поисках достопримечательностей. Но, ни каких особых достопримечательностей, кроме гостиницы «Тюбетейка» не находим. Такое ощущение, что центра как такового и нет – весь город сплошной невзрачный, богом забытый, микрорайон.

Тормозим у Парка Победы. В парке разбита палатка цирка шапито. Воскресенье. Хочется увидеть нарядные праздничные толпы, прогуливающихся с детьми горожан. Но парк абсолютно пуст и загажен. Повсюду горы мусора и пустые бутылки. Ни кто не убирает следы субботнего загула. Гнетущее ощущение запущенности. Разочарованные возвращаемся к гостинице.

Подтягиваются остальные экипажи. Вчерашние знакомые ведут нас через Каму в Елабугу. Приятный городок. Осматриваем с холмов вид на реку и запруды.

У городка на сердце тяжёлый камень. В Елабугу в августе 41-го вместе с сыном эвакуировалась Марина Цветаева. Горожане не оказали помощи семье. Напротив, отнеслись как к прокажённым. Оставшись без средств к существованию, отчаявшись, 31 августа Марина Цветаева покончила здесь с жизнью. В 2001 году город открыл покаянный памятник и музей.

Под впечатлением возвращаемся в Челны. «Барыги» затевают по радиосвязи игру в «Что? Где? Когда?». Теперь это развлечение скрасит нам долгие перегоны.

Минуем город, впереди обещанные пещеры. Петляя по деревенькам, упираемся в небольшой курган с двумя отвалами. Экипируемся: куртки, перчатки, налобные фонари, газовые горелки. Сквозь узкий лаз проникаем в систему длинных, путаных коридоров прорытых в слоистом песчанике.

Протискиваемся сквозь щели, пролазим камины, ползём на брюхе, бредём, согнувшись в три погибели по щиколотку в воде. Наблюдая как пятки нашего гида резво исчезают в очередной норе, беспокойно думаешь – если он скроется из глаз и пропадёт, мы вряд ли отсюда выберемся. Верёвку не провешивали, направление запомнить нереально – сами найти выход не сможем.

Но всё заканчивается хорошо, в итоге видим свет в конце тоннеля. Получаем мастер-класс прикладной пещерологии. Исследователи датируют этот медный рудник 18-м веком. В каких условиях в те времена происходила выработка породы страшно представить – адский труд.

Переодеваемся – все вещи пришли в негодность. Обувь промокла насквозь. В волосах глина.

Благодарим гидов за встречу и необычные приключения. Они доводят нас до трассы. Прощаемся – нам пора на Уфу.

Окружающий пейзаж постепенно меняется на лесостепь. Идём 130-150 км/ч по пустынным колеям средь косогоров. Экипажи притихают – скорость гипнотизирует. Незаметно темнеет. Устраиваем в радио-эфире мастер-классы. Каждый по очереди рассказывает о том, что составляет суть его жизненных интересов. Краткую философию своей работы или хобби. Так, развлекаясь, выскакиваем к Уфе. На окраине проскакиваем пост ДПС. На капоте милицейской шестёрки, широко расставив ноги, лежит группа молодёжи. Рядом нервно курят девушки.

Переставляем часы на два часа вперёд. Гостиница встречает бесплатным вай-фаем и круглосуточным рестораном. Завтра снова в дорогу.

День 5. Уфа – Челябинск. 380 км

Будильник пищит в десять, пока дотягиваюсь выключить, пока сажусь на кровати – уже глядишь и час дня. Приехали в 2 часа ночи, перевели часы на 4, легли в 6. Опасная тенденция, если так пойдёт дальше – во Владивостоке будем подниматься в полночь. Впрочем, всегда можно испытать метод Хармса – ложиться всё позже и позже, пока не станешь просыпаться утром.

Смотрим Уфу. Сбор в кафе «А». Обедаем на стеклянной веранде, пользуя бесплатный вай-фай.

Платим по счетам и стартуем. Только трогаемся – в окно мне протягивают телефон и зарядку, которые воткнул в баре и оставил.

Выезжаем из города на трассу. Минуем речушку под названием: Ук, вспоминаем трогательный Уй под Йошкар-Олой.

«Барыги» ночевали, как водится, где-то в поле под Уфой. Чуть не задохнулись от каких-то зловонных испарений. Несмотря на, в общем-то, не сильную загрузку, у «Барыг» внезапно едут стойки багажника. Колесят с утра по городу, находят новые стойки, ставят. Догоняют нас на выезде на М5. Встречаемся у моста через Баш, обсуждаем маршрут и снова в путь.

Сразу же начинает работу радиорубка «Буцефала». Связист Лесной делает беглый обзор местной прессы. Узнаём, что пикники на пляжах озера Кашкадан нельзя сдабривать даже пивом – штраф выписывают моментально. Власти борются с немыслимой статистикой по утопленникам. Популяция выпивает, не зная меры.

Радиостанция «Эхо Буцефала» сообщает в эфир этнографические подробности о первой точке сегодняшнего маршрута – городе Златоуст.

Пилим по нарастающей в горы. Впереди Урал. Параллельно трассе в противоположную сторону ползёт товарняк вагонов на сто. По обочинам продают медок и яблоки.

Вокруг немыслимые виды – Швейцария практически. Только домишки посмурнее, да старики посгорбленнее. Покидаем Башкирию, занимаем эшелон в 1.000 метров над уровнем моря и, проходя по южным предгорьям Уральской гряды, валимся вниз, в Азию – в долины, навстречу Златоусту.

Из-за многочисленных фур сильно растягиваемся по трассе. Но канал держит связь – травим байки в радиоэфире. Дабы разнообразить быт, меняемся машинами – я пересаживаюсь к «Барыгам», а Саша берёт под уздцы «Буцефал». Начинает накрапывать. На подходе грозовой фронт. Караван с милицейской охраной тащит на больших платформах опоры моста. Пробка. «Аист» и «Мумусик» первые уходят влево на Златоуст.

Оставшиеся экипажи ошибаются с поворотом – попадаем в карман с заправкой, дальше грунтовка к городу. Выведет ли? Шпарим по глине, через две деревни выходим на въезд в город.

Златоуст. Сокровищница, притулившаяся на восточном склоне Урала. Напоминает сразу всё – и Италию, и Абхазию. Средь холмов, между которыми протекает приток Камы – река Ай, раскинулся дивный городок, наполненный паломническими церквами. В прошлом центр оружейного производства – рядом медная гора. Здесь впервые начали лить стальные пушки. Впечатляющие красоты. Всё-таки, у туризма в России есть будущее!

Светясь в сумерках, вдоль горы ползёт поезд. Дождавшись заплутавшего среди извилистых троп «Мумусика», выстраиваемся в привычную колонну и идём на Миасс. Начинает сильно хлестать дождь.