Həcm 350 səhifələri
2014 il
Зона интересов
Kitab haqqında
Роман классика английской литературы Мартина Эмиса – это глубоко оригинальное, отчасти провокативное высказывание, по-новому фиксирующее внимание на теме Холокоста и Второй мировой войны. Эмис привносит в разговор об ужасах прошлого интонации и оттенки, никогда прежде не звучавшие в подобном контексте. “Зона интересов” – это одновременно и любовный роман (двое из трех героев-рассказчиков – комендант концлагеря и служащий в нем офицер – любят одну женщину, а третий – еврей-заключенный – готов на убийство или самоубийство ради спасения жены, попавшей в лапы нацистов), и антивоенная сатира в лучших традициях “Бравого солдата Швейка” (комендант лагеря выведен в откровенно комических и гротескных тонах), и классический пример литературной полифонии. Однако ключевая идея романа выходит далеко за рамки предсказуемых “всюду жизнь” и “банальность зла”: мелодраматизм и обманчивая легкость сюжета служат Эмису лишь средством, позволяющим ярче высветить абсурдность и трагизм ситуации.
19 мая 2023 года на 76-м международном кинофестивале в Каннах состоялась премьера фильма “Зона интересов”, режиссер Джонатан Глейзер. В этот же самый день скончался Мартин Эмис. Фильм вызвал на фестивале бурную и долгую овацию. Картина получила Гран-при Канн и приз ФИПРЕССИ. Роман Мартина Эмиса и его экранизация, рассказывающие историю, казалось бы, из уже ушедшей эпохи, внезапно обрели звенящую акутальность, резонируя с тем, что происходит в мире сейчас. В марте 2024 “Зона интересов” получила премию “Оскар” как лучший иностранный фильм.
Роман Мартина Эмиса не страшный, он чудовищный. Хроника повседневности Аушвица, рассказанная тремя его функционерами верхнего, среднего и нижнего звена. Первый комендант Долль, целенаправленно доведший себя до полной утраты человеческого, руководит машиной уничтожения, оставаясь заботливым мужем и отцом, разве что злоупотребляющим алкоголем. Заботится о бесперебойном функционировании вверенного ему объекта, хочет повысить эффективность и минимизировать расходы на содержание. Такой менеджмент по-нацистки, с расово-неполноценными, низведенными до твердого. жидкого и газообразного вещества. Второй офицер снабжения Томсен, красавец-мужчина с внушительным донжуанским списком, не к месту и не ко времени полюбивший жену коменданта Ханну. "Хороший немец", трезво оценивает ужас дела, которому служит, но также понимает, как легко в этой системе переместиться на противоположную сторону колючей проволоки. Вредит помаленьку, осторожно вставляет палки в колеса, некоторый иммунитет дарует ему родство с Борманом.
Третий голос принадлежит заключенному Шмулю, начальнику зондеркоманды. В любой системе интернирования есть люди из числа контингента, чьими руками власть исполняет грязную работу. В Освенциме она грязна в обоих смыслах, обязанности зондеркоманды уборка трупов, обрезка волос с тел людей. умерщвленных "Циклоном Б", выдирание зубных коронок и освобождение от любых украшений, которые мы носим на себе, включая неснимаемые обручальные кольца - ну, вы понимаете. Также загрузка в крематорий, это Шмулю принадлежит рационализаторское предложение: костер должен гореть непрерывно, 24 часа, а поддерживать горение можно при помощи вытопленного человеческого жира - экономия на керосине. Вся его семья давно убита, он не знает, зачем длит существование. Вернее знает - чтобы описать все это. Когда придет время, Шмуль зароет свои записки в термосе под розовыми кустами в оранжерее (а как вы думали, там не только немецкий орднунг, но и красоте место есть). И еще, иногда ему удается спасти от газовой камеры одного из тысяч привезенных сюда, шепнув, что нужно говорить при селекции.
Говорят, это черный юмор. Не знаю, у меня внутри все время стоял неумолчный визг, иногда милосердно заглушавший голоса любимых артистов. Но это надо было услышать. Ну, потому что, если надо объяснять, то не надо объяснять.
Меня очень занимает вопрос, что в головах у людей, работающих в тюрьмах, ГУЛАГЕ, немецких концлагерях. Ведь одно дело- придумать эти адские места и способы уничтожения людей, и совсем другое- заниматься этим каждый день. В книге «Зона интересов» есть ответ: «А все то же самое, что и у нас». Они добросовестно выполняют работу, воспитывают своих детей, влюбляются. Живут, короче. Да, работа специфическая, но она приближает победу. Да, смотреться в зеркало страшно, но не фатально. В этой жизни тоже надо продолжать жить. И продолжают. Мне есть о чем думать после прочтения. Рекомендую и вам почитать,,,,
Очень реалистично написано. Такие книги необходимо периодически читать. Рассказано все без прикрас. Советую молодым девушкам к прочтению.
Ощущение стойкой горечи, очень долгого послевкусие, стимул к переосмыслению современного общества «здесь и сейчас», рефлексии в конечном счёте.
Мартин Эмис
"Зона интересов"
Выход из комфорта для меня это чтение книг о войне. Пожалуй любителям этой темы можно искренне и без страха советовать книгу Мартина Эмиса "Зону интересов". Не знаю, будет ли вам интересно, но чувства она в Вас точно всколыхнет.
Данное произведение имеет структуру повествования от нескольких лиц.
Тут Вам на выбор и Комендант лагеря, и обычный его служащий, а так же заключённый еврей. Последнему уделено на жалость мало внимания, но он важная деталь, чтобы картинка получилась контрастной и ужасной.
Голо Томсон, работник Лагеря, ССовец со связями и амбициями, весьма харизматичный, любитель женщин, и их любимец, воспринимает всё с сарказмом и иронией. Буднично, и даже как то лениво отмечает происшествия в лагере, и за пределами. Данный герой не лишен интеллекта и зачастую подтрунивает над работой пропагандистской машины. Отчего невольно у меня вызывает симпатию. Условно говоря на его руках нет крови, он канцелярский служащий, но в масштабе мировой истории для меня он всё равно преступник.
Комендант лагеря Долль, мерзкий хотя бы тем что "убил людей больше, чем кто-либо в истории", становится с каждой своей высказанной мыслью еще противней читателю. Своими рассуждениями он блуждает от оправдания нацизма до воспоминаний о своих любовных похождениях, за спиной жены. Человек в доску партийный, не склонный к состраданию. От того вызывающий только чувство брезгливости и отторжения.
Так через три лица, автор буднично, даже как то лениво описывает жизнь лагеря, его запах, пыль, пепел, селекцию, горы вещей конвертированных евреев. И самое главное, исторические события. Надо отдать должное, автор не приуменьшает роль СССР, как это нередко бывает у зарубежных авторов. А очень отчётливо говорит, что без перелома на восточном фронте, Западу победу не одержать.
Откровенно говоря, я ничего нового из книги не узнала, поскольку на данную тему читала и ранее. Но никогда и никто так не дерзил истории. Попытка подать весь кошмар под соусом абсурда выделяет этот роман из похожих друг на друга. Конечно каждая история уникальна, но эта стоит особняком.
Когда-то давным-давно жил на свете король, который велел своему любимому чародею изготовить волшебное зеркало. Это зеркало не показывало человеку его отражение. Оно показывало душу - показывало, кто он на самом деле.
Чародей не мог взглянуть в него и не отвернуться. И король не мог. И придворные. Целый сундук, наполненный сокровищами, предлагался первому же из жителей той мирной страны, который сумел бы проглядеть в зеркало шестьдесят секунд не отвернувшись. Не сумел ни один.
Я нахожу, что концлагерь и есть такое зеркало. Такое же, но с одной разницей. От него не отвернешься.
Перед тобой палка колбасы, и ты съедаешь ее, и она уходит в прошлое. Перед тобой бутылка шнапса, и ты выпиваешь ее, и она уходит в прошлое. Перед тобой теплая постель, и ты спишь в ней, и она уходит в прошлое. Перед тобой день и ночь, и они тоже уходят в прошлое.
Существуют три причины, или оправдания, которые позволяют нам жить и дальше. Во-первых, мы можем свидетельствовать, а во-вторых, отомстить – безжалостно. Свидетельствовать я готов, однако волшебное зеркало не показывает во мне убийцу. Пока.
Третья причина, и самая важная, в том, что мы спасаем (или продлеваем) жизни – по одной на транспорт. Иногда ни одной, иногда две – в среднем одну. А 0,01 процента – это не 0,00. И спасенными всегда оказываются молодые мужчины.
Делать это следует, когда они сходят с поезда; после построения на селекцию становится уже поздно.
Позволь преподать тебе маленький урок военного искусства, Голо. Правило первое: не вторгайся в Россию.
Жить, не задумываясь о будущем, легкомысленно и глупо, ещё большая глупость - задумываться о нем.
Rəylər, 18 rəylər18