Həcm 429 səhifələri
2017 il
Ольга Берггольц. Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы
Kitab haqqında
Наталья Громова – прозаик, исследователь литературного быта 1920–30-х годов, автор книг «Ключ. Последняя Москва», «Скатерть Лидии Либединской», «Странники войны: воспоминания детей писателей».
Новая книга Натальи Громовой «Ольга Берггольц: Смерти не было и нет» основана на дневниках и документальных материалах из личного архива О. Ф. Берггольц. Это не только история «блокадной мадонны», но и рассказ о мучительном пути освобождения советского поэта от иллюзий.
Книга содержит нецензурную брань.
Замечательная, удивительно интересная книга о героине, которая вызывает во мне неоднозначное отношение. Наталья Громова, знаток ранней советской литературы – я бы даже сказал, советской литературной «тусовки» – создала картину полифоничную, объемную, выпуклую: главная героиня находится в центре повествования, но окружающие её персоны также обладают своим голосом, своей жизнью – они связаны с Ольгой Берггольц, пересекаются с ней, влияют на её судьбу. Сами дневники Ольги Берггольц часто скучны из-за копания в себе, вызывают раздражение. Но положенные в основу повествования Натальей Громовой, избавленные от повторов, обретают новые живые краски.
Отдельно, конечно, надо отметить то, как показана литературная тусовка: все эти РАПП, ЛАПП, ЛО СП и пр. бюрократические объединения, где уже не литература главное, а чиновники в литературе, делящие «гранты по талантам». Смешно и печально. Обыденным является донос в ОГПУ, НКВД – как способ литературной борьбы. Всё это показано в книге с избытком.
И немного о главной героине – Ольге Берггольц.
Судьба трагическая, героическая – но полностью рукотворная: нет Рока как предопределения судьбы; собственная восторженность, необразованность, доверчивость приводят героиню к краху. Уже к войне, после ареста, возникает у неё понимание анти-человеческой сущности системы Советской власти: «Социализм – это учёт. Коммунизм – это социализм минус НКВД» (из дневника). По-другому, как преступление, нельзя назвать то, что творит с людьми Советская власть, которую оправдывает Ольга Берггольц: ради построения светлого будущего. Так что крах, распад личности от алкоголизма закономерен. А героизм, проявленный в Блокаду, вызывает уважение и признательность. Такая вот неоднозначность – но, собственно, это и есть жизнь.
Категорически рекомендую книгу всем, кто интересуется началом Советской литературы: познавательно, поучительно – и, главное, восхитительно интересно, благодаря Наталье Громовой.
Ольга Берггольц никогда не принадлежала к числу любимых моих поэтесс, но ее судьба была мне интересна. Захваченная вихрем Революции, фанатичная коммунистка, которую так долго пришлось пережевывать зубам репрессивной советской системы... Говорят, что чем тверже прут, тем тяжелее его сломать, но и сломается он громко, с хрустом, невозвратно. Так, кажется мне, было и с Берггольц: она столь долго находила оправдания арестам и чисткам, так была верна Партии, что пришедшее наконец осознание надломило ее. Она не смогла уже выпрямиться. Я говорю это не в осуждение, потому что всегда задаюсь вопросом, какой бы была...
На долю Ольги Федоровны выпало страшное: репрессии 30-ых, годы войны в блокадном Ленинграде, мятущаяся "оттепель", потери, потери, потери - в семье, любви и дружбе... При этом Наталья Громова свою героиню не идеализирует, говорит без скидок, без купюр. Много, разумеется, цитирует (дневники Берггольц изданы, их можно прочесть и отдельно), погружает в атмосферу советского литературного быта по самую макушку, так что даже душит, накрывает, но интереснее не выныривать. Рекомендую поклонникам жанра и любителям истории советской литературы.
Отличная книга!. Впрочем как и все, что выходят из-под пера Натальи Громовой. Так увлекательно описать судьбу человека в контексте эпохи, соединяя дневниковые записи, воспоминания современников, документы. Это особый талант. Стараюсь читать всё у Громовой.
Очень интересно и позновательно! Открыла для себя много нового и о особенно про блокадный Ленинград Спасибо за труд.....
К этой книге отношение у меня сложилось неоднозначное.
Написана она о сильной, талантливой Женщине, Поэте, в своем творчестве сумевшей отразить пережитое многими (и лично Берггольц): веру в революционные идеалы, ужас репрессий, блокаду…
Однозначно, книга интересная, живая. Заслуживает пристального внимания.
Но вот такта автору не помешает. Осталось у меня ощущение, что автор с нескрываемым удовольствием смакует личные подробности жизни Ольги Федоровны, часто не удерживаясь от явного осуждения ее поступков, вводимо, с высот своей абсолютной правильности.
Ощущение не слишком приятное. ИМХО.
В пролет меж двух больничных корпусов, В листву, в деревья золотого тона, В осенний лепет птичьих голосов Упала утром бомба, весом в тонну. Упала, не взорвавшись: был металл Добрей того, кто смерть сюда метал…
Rəylər, 10 rəylər10