Həcm 70 səhifələri
Откровения о человеке в творчестве Достоевского
Kitab haqqında
Статьи «Великий Инквизитор», «Откровения о человеке в творчестве Достоевского» и «Ставрогин» продолжают эссе Бердяева «Миросозерцание Достоевского».
Janr və etiketlər
Великолепная работа Николая Бердяева. Великолепнейший анализ творчества великого писателя Ф.М. Достоевского. Разбор произведений, идей, их влияние на литературу, на человека. Свобода - вот что является высшим смыслом человека. Свобода, страдание, падение, очищение через страдание. И - свободный выбор Бога. Но есть маленькое "но". А выбор Бога - это от невозможности быть человеком? Человеку надо непременно вверить себя кому-то высшему: подчиняться человеку или Богу, то я выберу Бога. Да, безусловно. А сам человек достаточно слаб, чтобы быть самим собой? Выходит, так. Перерождение через страдание, возвращение к природе, к земле, как к себе - вот путь просветления? То есть, виток спирали, тот же самый путь, только на более высоком, прошедшем духовное очищение, уровне? И это - христианство? Еще одна деталь, не позволяющая поверить Бердяеву на все 100%, принять его исследование за истину в последней инстанции (а я бы приняла взгляд Бердяева. Очень уж стройно и аргументированно доказывает свою позицию. Да что там, просто красиво излагает мысли. Рассматривает такие глубины, просто дух захватывает). Но если бы не мысль: а не выбирает ли автор из творчества Достоевского только те факты, которые идеально вписываются в теорию самого Николая Михайловича? А как же любовь? Возрождение через любовь - эта тема тоже присутствует у Федора Михайловича. Тот же Родион Раскольников принимает религию только потому, что это - ее религия:
Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.
Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…»
Сравнения с Ницше - тоже тема, достойная дискуссии. Ну и взгляд из 1921 года на творчество Достоевского - тоже отдельная тема, конечно. Н.Бердяев, с высоты знаний итогов нигилистических настроений, пережитых революций, размышляет о пророческом даре Достоевского и о преимуществе человека свободного над человеком общества потребления, человеком муравейника. Я не оспариваю пророческий дар Достоевского. Более того, уверена, что великому писателю было подарено многое, что не ведомо человеку обыкновенному, земному. Но дар божественный, откровения чувствования не есть знания. Знания же Бердяев добавляет от себя. Да он это и не скрывает. Более того, предупреждает об этом в самом начале книги:
я написал книгу, в которой не только пытался раскрыть миросозерцание Достоевского, но и вложил очень многое от моего собственного миросозерцания.
Да, Достоевский, в союзе с Бердяевым прекрасен. Впрочем, и без Бердяева - тоже. Но работа Бердяева, пожалуй, лучшее исследование творчества Достоевского. И даже спорные вопросы только заставляют пристальнее вглядываться, вчитываться в тексты Достоевского. Пожалуй, это единственная книга, которую, еще не закончив, уже хочется перечитать. Николай Михайлович, браво.
Странно, что книгу русского философа, который заканчивает своё исследование словами:
"Достоевский и есть та величайшая ценность, которой оправдает русский народ свое бытие в мире, то, на что может указать он на Страшном Суде народов"
даже на ЛайвЛибе, где обитает целая армия почитателей Фёдора Михайловича, прочитало всего 20 человек. Это тем более странно, что книга не просто хорошая, она - великолепная. И если при первом прочтении, признаюсь честно, я её совсем не понял, как не понимал тогда и Достоевского, то сегодня, сейчас, великий философ дополнил великого писателя...
"Идеи Достоевского - духовный хлеб для русского человека. Нельзя жить не решив вопроса о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества. Это не роскошь - это насущное..."
У Достоевского был пророческий дар. Этот дар оправдан историей. Мы это остро чувствовали, когда поминали сорокалетие со дня смерти Достоевского. Но оправдались главным образом отрицательные, а не положительные пророчества Достоевского о России и о русском народе.
С творчеством Ф.М. Достоевского знакомы все, но, к сожалению, для многих он остаётся мрачным мучителем неокрепших душ школьников. И виноваты тут не учителя, а возраст. Всё многообразие идей автора можно постичь с годами, приобретенным опытом, знаниями. Пару лет назад я решила дочитать "Братьев Карамазовых" и поняла, что Достоевский необычайно интересен, сложен, потрясающе многолик. Книга философа русского экзистенциализмa и персонализма Н.А. Бердяева стала для меня настоящим открытием. Он не только анализирует идеи Достоевского, но и приводит свои рассуждения об авторе, эпохе, России. В книге всего 9 глав, названных по теме, о которой размышляет автор ("Человек", "Любовь", "Свобода"), но философия Бердяева и литературное наследие Достоевского намного шире обозначенных рамок. Книга похожа на реку: неспешное начало мягко обволакивает, но поток мыслей и идей сметает все преграды, ломая предрассудки школьной программы и погружая в удивительный водоворот новых открытий и знаний. Достоевский сравнивается с Толстым, Бальзаком, Гоголем, но он слишком самобытен, да и можно ли сравнивать великих писателей? Созданные Федором Михайловичем образы разбираются с разных точек зрения, доказывая, что
Истинная свобода и истинное равенство возможны лишь во Христе, на пути Богочеловеческом.
При этом творчество Достоевского не сводится только к христианской морали, хотя он и близок к ней
Но если Достоевский не может быть учителем духовной дисциплины и духовного пути, если «достоевщина», как наш психологизм, должна быть в нас преодолена, то он остается в одном отношении учителем – он учит через Христа открывать свет во тьме, открывать образ и подобие Божие в самом падшем человеке, учит любви к человеку, связанной с уважением к его свободе. Достоевский проводит нас через тьму, но не тьме принадлежит у него последнее слово.
Бердяев для меня единственный автор, да и эксперт тоже в понимании Достоевского. Не один учитель в школе, ни какой Быков не могут так сильно вдохновить читать романы Достоевского, изучать психотип каждого героя его романов. Правильно Бердяев пишет каждый герой Достоевского это идея.
Rəylər, 4 rəylər4