Həcm 315 səhifələri
2008 il
Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней
Kitab haqqında
Почему мы выглядим так, как выглядим? Что общего между человеческими руками и, допустим, крылышками бабочки? И как связаны между собой волосы, молочные железы и сложное устройство нашего уха? Эти вопросы только кажутся праздными – на деле ответы на них позволят нам лучше понять строение человеческого организма, а, значит, найти причину его слабостей и болезней. Нил Шубин, профессор анатомии, известный палеонтолог и один из первооткрывателей легендарного тиктаалика (промежуточного звена между рыбами и наземными животными), предлагает читателю совершить увлекательное путешествие к истокам эволюции и посмотреть, как на протяжении трех с половиной миллиардов лет формировалось и совершенствовалось наше тело.
Краткая история палеонтологи и генетики, обзор основных открытий, интересные факты. Щедро разбавлено историями из жизни и карьеры автора. Очень интересно прочитать, как по-особенному смотрит на мир человек, постоянно помнящий о четырёх миллиардах лет собственной истории. Помогает вспомнить, в каком удивительном мире мы живем.
Нашим биологам, к сожалению, ещё учиться и учиться писать научно-популярную литературу у иностранцев. Основное достоинство книги Нила Шубина – то, что она написана очень доходчивым языком, так, чтобы поняли даже те, кто окончил школу стопиццот лет назад с тройкой по биологии. При этом автор умеет говорить просто о сложных вещах. Даже более доступно, чем Докинз. В то время как отечественные авторы постоянно вихляются между «а ещё, дорогие детки, в организмах есть гены» и завалом сложных химических формул.
В общем, must read для всех гуманитариев.
Палеонтологи, конечно, ни фига не Индианы Джонсы, но эта книга показывает, что определенный интерес может вызвать и их профессия. Если бы не некоторая зацикленность автора в начале книги на описании собственных исследований, то было бы совсем неплохо. А так – просто любопытно.
Ну, и, конечно, оголтелым креационистам читать не стоит.
Теория эволюции развивается настолько быстро, что всё, написанное 5-10 лет назад, уже устарело. Так, например, положение тиктаалика в качестве первого позвоночного, которое выбралось на сушу, уже не так незыблемо, как это казалось в 2008.
Кроме того, царапнули две вещи.
Первое, «млекопитающие произошли от рептилий». Это настолько упрощение, что уже попросту ошибка. Почему нельзя было рассказать о синапсидах?
Второе, упомянуть о том, что окаменелости распределяются в горных породах по строгим законам, и умолчать об Иване Антоновичем Ефремове, который их и вывел – это немножечко невежливо. Самую малость.
У каждого из нас есть, пусть неосознаваемая, но непременная рубрика вдохновляющих, духоподъемных книг. Это может быть биография выдающейся личности, рассказ об открытии, о подвиге, приключение или пища для ума. "Внутренняя рыба" удовлетворяет всем этим требованиям. И ещё одному: в то время как различные псевдонауки готовы пробраться в школьные учебники биологии, нам, и взрослым, и детям, катастрофически необходим ликбез по эволюционной теории.
Этот самый ликбез нам предоставляет профессор Чикагского университета (похоже, не без русских корней, была бы родина добрей, исчезла б сразу brain drain) и открыватель одного из удивительнейших ископаемых созданий. Сам он аттестует свою находку как рыбу, умевшую отжиматься. Собственно, первая часть - это и есть история успешного поиска. Зачем в походе зубоврачебный инструмент? Почему большая часть палеонтологических открытий совершается в пустыне? И что означает это сказочное слово - тиктаалик? Вот он, родимый, промежуточное звено между рыбой и наземным позвоночным. Жабры и чешуя недвусмысленно намекают на рыбность, а могучие лёгкие и подвижная шея - признаки земноводности. Креационизм посрамлён, эволюционисты торжествуют.
А дальше нас приглашают на экскурсию по собственному телу. Где искать внутреннюю рыбу и внутреннего головастика? Откуда зубы растут? Что мы унаследовали от микробов? Какой план телесного строения самый лучший?
...для большинства условий обитания (особенно для водной среды) не подошло бы строение организма, при котором спереди находился бы не рот, а анус. Это затрудняло бы не только питание, но и взаимодействие между особями.
Кого, например, винить, если вы страдаете ожирением, одышкой и геморроем? Конечно, доисторических охотников и собирателей! Кто бы усомнился, именно их наследие - склонность к калорийной пище и неприспособленность продолжительно сидеть на жёстком - столь болезненно нас подводит. А если бы мы не умели говорить, то не давились бы так и не рисковали бы умереть от остановки дыхания во сне. А реакция, аналогичная человеческой икоте, позволяет головастикам успешно дышать жабрами, и некоторые учёные утверждают, что это одно и то же действие. Только - экая досада! - у нас жабр нет.
Может быть, мы бы остановили жаберное дыхание у головастика и в том случае, если бы смогли заставить его выпить воду с дальнего края стакана, низко наклонив голову.
Жизнеутверждающая, красивая научно-популярная книга, которую "Элементы" издали очень и очень вовремя. После неё хочется обнять свою внутреннюю рыбу так же нежно, как Чарльз Дарвин на этой картинке обнимает тиктаалика:
Лучшая карта человеческого тела - в телах других животных.
Это парадоксальное соотношение расчёта и случая лучше всех охарактеризовал Дуайт Эйзенхауэр в известном изречении: "Готовясь к сражениям, я всегда убеждался, что планы бесполезны, но планировать необходимо".
Хотите получить крыло летучей мыши? Сделайте пальцы очень длинными. Ногу лошади? Удлините средний палец и сократите остальные. Ногу лягушки? Удлините кости ноги и срастите некоторые из них друг с другом. Различия между скелетами этих существ состоят в форме и размере костей, а также в числе пальцев и косточек, с которыми они соединяются. Несмотря на существенные изменения функций и облика конечностей, принципиальный план их строения всегда остается одним и тем же.
Мы не отделены пропастью от мира прочих живых существ - мы являемся его частью до мозга костей, и, как мы вскоре убедимся, даже до генов, заключенных в наших клетках.
Ископаемые остатки - один из важнейших источников данных, позволяющих познать самих себя.
Rəylər, 63 rəylər63