Həcm 560 səhifələri
1979 il
Роль читателя. Исследования по семиотике текста
Kitab haqqında
Умберто Эко – знаменитый итальянский писатель, автор мировых бестселлеров «Имя розы» и «Маятник Фуко», лауреат крупнейших литературных премий, основатель научных и художественных журналов, кавалер Большого креста и Почетного легиона, специалист по семиотике, историк культуры. Его труды переведены на сорок языков. «Роль читателя» – сборник эссе Умберто Эко – продолжает серию научных работ, изданных на русском языке. Знаменитый романист предстает здесь в первую очередь в качестве ученого, специалиста в области семиотики. Самим названием сборника Эко ориентирует на важную роль читателя в интерпретации текста. Он утверждает, что «каждый тип текста явным образом выбирает для себя как минимум самую общую модель возможного читателя», и настаивает «на сотворчестве адресата и отправителя».
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
До этой книги я видел в Умберто Эко талантливого писателя, эрудированного, наделенного проницательностью и способного поделиться добытым открытием. Теперь я вижу ученого, кропотливо собирающего факты, просеивающего научные теории, складывающего все это в единое произведение.
Труд, а именно так надо называть эту книгу, разделен на три части «Открытое», «Закрытое», «Открытое/Закрытое». Каждая из них посвящена отдельному типу литературных произведений. Кроме этого есть прекрасное «Введение» и глоссарий, сильно увеличивающий эрудицию читателя.
Если вы незнакомы с работами Умберто Эко, или наукой семиотикой, то выберите другую книгу, немного полегче. Но знакомство с этим трудом заведите обязательно, когда будете готовы.
Читал эту книгу долго, с большими перерывами, в основном по выходным. Читал по одной главе, по полглавы, откладывал, потом снова возвращался и читал дальше. И вот последняя страница позади. Текст написанный писателем это ещё не все произведение, не менее важную чем сам текст часть составляет читательское понимание и представление этого текста. То какая картинка складывается у читателя в голове. Эко вскрывает тексты и читательские мозги и смотрит как устроены те и другие. Иногда Эко забирается в такие терминологические дебри что становится трудно уловить его мысль, потом снисходит до простых читателей и начинает рассказывать о чём-то более знакомом, таком как комиксы про Супермена или рассказы о Джеймсе Бонде, и ты удивляешься видя знакомых персонажей с незнакомой стороны. Чтение нелегкое но очень увлекательное.
Возможно, мне не стоило начинать знакомство с Умберто Эко именно с этого труда, но не скажу, что "Роль читателя" полностью отпугнула меня от этого автора.
Книга очень хорошо написана, а после введения, которое далось мне довольно тяжело, читается очень "задорно". Пусть местами книга прям достаточно сильно перегружена (имхо), все же она содержит множество интересных и, что важно, простых примеров ( далеко ходить не буду, те же упомянутые в других рецензиях Супермен и Бонд), которые помогают проиллюстрировать представленные концепции.
В своей работе автор глубоко исследует взаимодействие между автором и читателем, показывая, как каждый из них влияет на восприятие текста.
Особенно ценно в этой книге то, что она предоставляет читателю инструменты для анализа и интерпретации текстов разного жанра и стиля. Эко разбирает различные подходы к чтению и анализу текстов, рассматривая их с точки зрения семиотики.
Книга особенно подойдет не только уже интересующихся семиотикой, но и тем, кто в принципе хочет узнать что это такое и лучше понять, как читатель может влиять на смысл текста [или в полной мере осмыслить содержание текста].
Книга, позволяющая разобрать на все составляющие текст, канву сюжетных линий. Крайне полезна для ознакомления "продвинутым" читателям и в особенности, заинтересованным в развитии собственного сюжета, писателям. Для прочтения данной книги требуется некая подготовка и скорее, будет интересна и понятна филологам. Единственное, формулы усложняют понимание книги. Какие направления и науки желательно знать для понимания данной книги: физика и математика (уровня института и университета), философия, творчество писателей: Джойса, Иэна Флеминга и множество героев сериалов и фильмов. Сложная книга для понимания. Чувствуется, Умберто Эко проделал грандиозную и кропотливую работу.
Призрак бродит по дискурсу, призрак адюльтера.
В рекламе, пропаганде и в той области, которая называется human relations, отсутствие у человека собственного "замысла" - необходимое условие для успеха патерналистской педагогики, основанной на тайном убеждении, что человек не отвечает за собственное прошлое, не хозяин своего будущего и даже не может строить планы в координатах трех "экстасисов" времени. Ведь это предполагает труд и страдание, в то время как общество может предоставить "извне-направляемому" человеку готовые плоды уже осуществленных замыслов - плоды, удовлетворяющие его желания. Желания же загодя внушаются человеку таким образом, чтобы он думал, что полученное им есть именно то, что он и сам бы для себя замыслил.
Анализ временных структур в "историях" о Супермене выявил такой способ повествования, который, очевидно, по самой своей сути связан с педагогическими принципами, господствующими в данном типе общества. Не праве ли мы сказать, что Супермен - это не что иное, как один из инструментов педагогики в этом обществе, и что разрушение времени, осуществляемое данным инструментом, - это часть более общего замысла, цель которого отучить людей строить свои личные замыслы и нести за них личную же ответственность.
***
Читатель получает удовольствие от не-истории, если под историей мы понимаем развитие событий, ведущее нас от некой начальной точки некой точке конечной, о которой в начале мы не имеем никакого представления. Удовольствие такого читателя обусловлено именно отказом от развития событий, уходом от напряженности прошлого-настоящего-будущего в убежище мгновения, которое любимо, потому что постоянно повторяется.
***
Если мы рассмотрим идеологическое "содержание" сюжетов о Супермене, то увидим, что, с одной стороны, само это содержание "держится" и функционирует в процессе коммуникации именно благодаря определенной структуре повествования, а с другой - оно участвует и в сотворении этой повествовательной структуры как структуры кругообразной, замкнутой и статичной, носительницы педагогического "сообщения", суть которого - неподвижность.
Я могу, конечно, читать романы о Джеймсе Бонде...ища за каждым образом более глубокий смысл (нет ничего невозможного для блестяще извращённого ума), но при всём том линейная манифестация текста и структуры дискурса останутся тем, что они есть: музеем "уже виденного", декламацией гиперкодированных общих мест.
Тексты — это ленивые механизмы, которые всегда просят других взять на себя часть их работы.
Произведение искусства, таким образом, — это завершенная и закрытая форма, уникальная как организованное органическое целое, но в то же время — открытый продукт, поскольку он может быть подвергнут бесчисленному числу различных интерпретаций, не посягающих на его неизменную самотождественность. Поэтому любое восприятие произведения искусства — это одновременно и интерпретация, и исполнение, потому что при каждом восприятии произведение позволяет увидеть себя с иной, новой точки зрения.
Rəylər, 6 rəylər6