Həcm 270 səhifələri
2016 il
Меня зовут I-45
Kitab haqqında
Новый Рим жесток. Рай для патрициев и ад для бедняков, которым вместо имен присвоены номера. Восемнадцатилетняя I-45 – слепая из трущоб планеты Земля. Она многого не знает из своего прошлого. Не видит настоящего – грубоватого парня, который спас ей жизнь, – и не подозревает о том, что ждет ее в будущем. Пробуждение силы, из-за которой на I-45 начнет охотиться вся империя…
Janr və etiketlər
Отличная книга для дебюта. Во всяком случае, весьма приличный русский язык, особенно при нынешнем среднем уровне. Мир и персонажи тоже тщательно прописаны, причем без лишнего словоблудия. Качество сюжета на твердую тройку, простенько, но зато без натягивания совы на глобус. Психологические заморочки – твердая четверка, любовные линии вполне себе важны, но не перетягивают внимание на себя. Самая большая проблема – понять, к какому жанру эта книга таки относится, все таки киберпанк или космоопера.
А насчет Нового Рима – это скорее всеобъемлющая метафора, как ссылка на знакомый всем образец зверского социального расслоения в развитом обществе. (И как фантазия на тему того, как современное общество может развиться при нынешних тенденциях).
Вера Огнева, Артемий Дымов: «Меня зовут I-45»
Читалось с удовольствием. Для дебюта – так и вовсе хорошо. Текст композиционно выверен, конфликт налицо, герои не только заявлены, но и развиваются, декорации радуют колоритными деталями. Ну да, этот альтернативный Новый Древний Рим весьма условен, одних слов «курия» и «центурион» недостаточно для серьезных исторических параллелей. И ладно, проехали, не в квиритах счастье. Зато история Ромео и Джульетты в изуверском обществе, когда Ромео умирает и воскресает, а Джульетта превращается в мстительную графиню Монте-Кристо, вполне увлекательна и трогательна. Тем паче контрапунктом идут агрессивные и напористые Ромео-дубль с Джульеттой-дубль, что добавляет в блюдо перчику. Похоже, грядет вторая часть, поэтому говорить о какой-то цельности романа пока рановато. К финалу этой части из кустов вылезла пара-тройка роялей, а уж как они заиграют дальше — поживем-увидим. Язык жесткий, яркий, эмоциональный. Но авторам неплохо было бы в процессе работы обдирать предложения от дополнений и определений, а потом смотреть, что получается в основе структуры. А получается что-то вроде «Он переступал лужи шагами».
В этой истории перед нами предстает мир будущего. Как если бы Римская империя не распалась, но росла и развивалась, и доросла до звезд. Хотя неясно, почему социальное неравенство и вообще устройство общества осталось неизменным и на протяжении множества веков не привело к упадку и никак не эволюционировало. Хотя, на мой вкус, обрисованный практически схематично. Жители этого мира (города?) обитают на различных уровнях – на нижних живет обслуживающий персонал, отбросы, плебеи, у них нет даже имен, только номера. Чем выше, тем богаче и успешнее живущие там – патриции.
Девушка с нижнего яруса I-45, чуть меньше чем полностью слепая, никому не интересная решает вдруг круто изменить свою жизнь и поискать места ярусом повыше. Так бы она и сгинула, но на пути ей попался Энцо, решивший завязать с криминалитетом, ведь только отмотал 7 лет в тюрьме. Девушка напомнила ему умершую сестренку. Этот парень мне, кстати, всю дорогу отчаянно рисовался Зимним солдатом, потому что одна рука у него тоже металлическая, а тюрьма у них представляет собой криозаморозку. Это все-таки НФ, так что здесь есть место и наличию различных имплантов, и модифицированным технологически протезам различных частей тела, рук, как у Энцо, или глаз, к примеру.
И жили бы они долго и счастливо, если бы не прошлое Энцо, которое так просто не похоронишь, и не тщательно скрываемая тайна Малой (Сорок пятой). Из-за нее подставляют Энцо, а сама Малую умело вынуждают работать на плохих парней, чтобы его освободить. Параллельно разворачивается линия легионеров Луция и Бритвы, расследующих неумышленное убийство. Кстати, эти два героя были мне наименее симпатичны.
В целом получилась бодренькая НФ – история про месть. Я-то надеялась на лямур тужур, но, видимо, не судьба. Хотя, может быть, автор планирует продолжение. Потому что разворачивающиеся интриги гораздо объемнее и глубже, чем эти несколько эпизодов из жизни Нового Рима.
К сожалению у отечественных авторов не так часто встретишь качественную прозу, я молчу уже о качественной НФ. Однако роман Артемия Дымова и Марты Огневой сумел приятно удивить как языком, так и проработкой мира, сюжета, характеров.
С одной стороны это – альтернативная история. Рим не пал. Развитие технологий шло своим чередом, и в далеком будущем Римская империя простерлась меж звездами со всеми своими атрибутами, начиная от государственного устройства, и заканчивая чудовищным социальным неравенством. С другой стороны, авторы не акцентируют внимание на том, как именно произошел исторический сдвиг. Новый Рим просто преподан читателю как факт. Одновременно это – научная фантастика, где все допущения обоснованы в строгом соответствии с материалистическими представлениями о мире. Но поскольку в описываемом обществе значительную роль играют всевозможные импланты, а социальное устройство – жестоко и несправедливо, то роман можно причислить и к жанру киберпанка.
Однако главной остается детективно-приключенческая составляющая. Прочее лишь формирует фон, на котором разворачиваются события романа.
Демион – одна из многих планет на задворках Империи. Точно так же как прочие, полна праздных патрициев, легионеров, стерегущих покой Нового Рима и номеров – бесправных плебеев, обеспечивающих его благосостояние. Сорок пятая работает на заводе, мечтая скопить денег и вырваться из опостылевшей нищеты в более благополучную Центральную курию. Но Сорок пятая почти слепа, у нее не осталось никого, и, потеряв работу, она потеряла последние средства к существованию. Понимая, что больше ей терять нечего, она решается бросить коморку, которую называет домом, и добираться до центральных курий автостопом. Здесь, на трассе, она встречает парня, Энцо, который дает ей имя и в корне меняет ее жизнь.
Интрига романа хитро закручена вокруг главной героини, Сорок пятой, Малой. Девушка и сама не догадывается, что она – не простой номер, хотя и чувствует в себе некоторые способности. Наивная и неопытная, ради любви к Энцо она позволяет манипулировать собой, становясь пешкой в политических разборках между сенаторами и так называемыми «Псами Свободы» — членами организации, выступающей за освобождение номеров от фактического рабства. А непредумышленное убийство делает ее целью номер один для декуриона Луция Цецилия. Детективное расследование, предпринятое Луцием, приводит его к тайне государственного масштаба.
В романе можно выделить две основные линии: это линия Малой и Энцо, и линия Луция и Бритвы — легионера, бывшего когда-то так же номером. Все четыре персонажа раскрыты полно, у каждого – своя история. В каждого веришь. Авторы никого не идеализируют, тут нет ни абсолютных злодеев, ни безупречных героев. Просто люди, разведенные по разные стороны баррикад несправедливым мироустройством, трагические стечения обстоятельств и кровные счеты – как результат. Герои одинаково симпатичны и понятны, им сопереживаешь, и страстно хочется благополучного разрешения клубка нелепых противоречий и тотального взаимонепонимания. Повествование, увы, правдиво до конца, чудес не бывает.
Немного за кадром остаются собственно политические разборки. Основной движущий механизм истории, они показаны не в фокусе, поскольку все главные действующие персонажи – не больше чем пешки в руках гораздо более сильных игроков. Читатель знает ровно столько, сколько известно им, а им известно очень мало. Для меня так и не ясны мотивы Аллариха, патриция, перешедшего на сторону «Псов свободы», его взаимоотношения с Эзопом – лидером сопротивления. Борьба за свободу – благородная по своей сути – здесь, словно мутный омут. Не видно глубин, да и всматриваться в них неохота – страшно.
Отдельно радует колоритный фон истории. Это не поверхностное использование широко известной римской атрибутики: курии, легионеры, весталки, сатурналии. Это понимание описываемых реалий. Так, например, героиня, отправляясь вершить свою месть, вплетает в волосы цветок нарцисса. В романе много деталей, демонстрирующих глубокую проработку мира. В сочетании с богатым языком, сложной интригой и практически непрерывным экшеном повествование по-настоящему увлекает. Финал не разочаровывает, хоть и оставляет горькое послевкусие.
Империя Нового Рима вполне комфортно чувствует себя в седьмом тысячелетии Внеземной Эры. Холеные патриции пользуются всеми благами цивилизациями, самые богатые и высокородные нежатся на виллах, менее обеспеченные сражаются в легионах или служат в учреждениях. И никто никогда не смеет присваивать гражданам номера. Это участь плебеев, которым даже клички официально запрещены. Номера выполняют грязную и опасную работу, дохнут без медицинской помощи, влачат жалкое существование в контейнерах-домах трущоб или туннелях канализации. Или сбиваются в бандитские стаи, которые постоянно грызутся между собой и вскоре погибают во время полицейских облав. В последние годы многие зарубежные подростковые романы (young adult) основаны на противопоставлении молодых бунтарей с тоталитарной системой, в котором отчаянная жажда свободы, любви и жизни сталкивается с бездушным контролем, законом и жестокостью правящего режима. Старт массовой моды на смесь антиутопии с романтикой и приключениями произошел после громкого успеха "Голодных игр" Коллинз. Попытки воспроизвести популярный шаблон в России по горячим следам закончились провалом, серия "Холодные игры" прожила ровно два романа. Однако в прошлом году "Эксмо" и "АСТ" запустили сразу две серии, "Революция NEXT" и "Дивный новый мир", состоящие из янг-эдалта отечественных авторов, более или менее соответствующего моде, но и достаточно оригинального, чтобы не повторить судьбу предшественника. Поскольку стержневым мотивом в янг-эдалте стали мысли и чувства персонажей, которые отчаянно борются за любовь и выживание, то именно главные герои и становятся ключевым фактором, определяющим успех или провал книги. В дебютном романе "Меня зовут I-45" Веры Огневой опорой для сюжета послужат истории четверых героев. Номер I-45 родилась и выросла в Десятой курии, вдалеке от сытости и уюта. Облезлые контейнеры-дома с клопами и тараканами, почти полная слепота, смерть всех близких и заветная мечта о лучшей жизни. Может быть, даже своем имени. Она даже не подозревает, сколь жесток мир. И понятия не имеет, каким образом чувствует импульсы электронных приборов. А-206 по прозвищу Энцо. Марсианин и участник банды "псов". Бывший, как он надеется - но судьба охотно смеется над человеческими желаниями. Если переплетение судеб Энцо и I-45 образует достаточно традиционную сюжетную линию, правда, только до финальных глав, то вторая пара героев выглядит оригинальнее. Луций Цецилий Авианий Марс, патриций, опытный декурион и упрямый служака, который борется с преступниками не ради карьеры или денег, даже не столько ради буквы закона, сколько из чувства долга и справедливости. И номер К-326-3 с позывным Бритва, служащая Управления и нюхач. Нагловатая и своенравная особа, любящая играть на чужих нервах и сидящая на препаратах, чтобы заглушить изматывающую боль от нейроимплантов. Как ни странно, они очень похожи, несмотря на различия. Но пока не знают об этом. На фоне других романов из янг-эдалт серий дебют Огневой смотрится довольно симпатично. Как свидетельствует название, в угнетающей атмосфере нравов Нового Рима улавливаются отдаленные отголоски "Мы" Замятина - жесткий регламент для плебеев, синтетическая еда и готовность множить курии на других планетах. Будущее прорывается киберпанком — имплантами, улучшающими зрение, обоняние, работу мозга или мышц, а также биометаллическими конечностями с дополнительными возможностями. Крайне удачно пойман момент, который почти всегда остается за кадром - ответственность протагониста за воровства и убийства, совершенные во имя благой цели или ради мщения. Автор заставляет героиню лицом к лицу столкнуться с последствиями своих ошибок. Очень злыми последствиями. Впрочем, I-45 тоже не упустит возможности свершить возмездие. Итог: отечественный янг-эдалт приключений в мрачном мире римской антиутопии с элементами киберпанка.
Решение есть у каждой проблемы - так её учили. Оно, конечно, может не нравиться, но оно существует.
Лучше попробовать, чем не делать ничего.
Сильные эмоции - первый симптом нестабильности.
Все эти "веришь не веришь", "уважаешь не уважаешь" обычно вели к какой-нибудь паршивой просьбе...
Луций снова глянул на притихшего скворца в своей руке. Тот косился чёрными бусинами глаз. Сердце отчётливо билось в щуплой груди, под нитками косточек. Боялся. Луций же не чувствовал ничего, кроме горя и странной гулкой пустоты.
Он ухватил птицу за голову, свернул шею и бросил в кипящую жидкость далеко внизу, за каменным парапетом. Та сожрала пернатое тело в мгновение ока. Следом упали три щепотки земли из пластикового контейнера неподалеку.
— Хозяин космических глубин, прими эту смерть, — торопливо зашептал нелепые, заученные с детства слова…
Rəylər, 13 rəylər13