Офицеры. Авангард российской науки и культуры.
Podkast haqqında
Авангард российской науки и культуры.
Мичман Римский-Корсаков, подпоручик Державин, генерал-майор Пржевальский, прапорщик Верещагин. Учёные, путешественники, писатели и художники – эти люди стали известными во всем мире. Но мало кто знает, что они были офицерами российской армии.
Когда началась Великая Отечественная война, Александров был в звании комбрига. Он разделил свой ансамбль на три части, чтобы охватить духоподъемными концертами как можно больше фронтов. «Священная войнам» звучала в Сталинграде, подо Ржевом, на Курской дуге.
Как раз после битвы под Курском Сталин собрал музыкантов на важный совет. Стране был нужен новый Гимн. Прежний — Интернационал — с роспуском Коминтерна морально устарел. В конкурсе участвовали 170 композиторов. Некоторые члены комиссии склонялись к варианту предложенному Шостаковичем. Но главное слово осталось за верховным главнокомандующим.
Когда стало очевидно, что немецкая наступательная операция «Тайфун» уже никогда не осуществится, Юрий получил направление в Военную академию имени Фрунзе. Прошёл ускоренные курсы и в том же 1942 вернулся в действующую армию. Свой боевой путь от Москвы на Запад он начал лейтенантом, закончил — майором в Кёнигсберге.
К началу Великой Отечественной Евгений Вучетич уже хорошо известен как скульптор. Не только в СССР. В его активе есть даже Золотая медаль Всемирной выставки в Париже. Скульптурная группа «Климент Ворошилов верхом» затмила во Франции своим величием всех.
В 40-м художнику доверяют участвовать, наверное, в самом ответственном строительном проекте Советского союза. Вучетич должен был руководить экспериментальными мастерскими при возведении Дворца Советов для правительства СССР. Это ведь специально под то высотное здание когда-то взорвали исторический Храм Христа Спасителя. Но воплощению грандиозной задумки помешала война. А всё, что успели построить — разобрали для укрепления обороны Москвы.
Когда Василию исполнилось два года, он стал сержантом в Астраханском гусарском полку. К шести годам вырос до прапорщика. Не удивляйтесь, в те времена это было нормально для детей именитых родителей. А вот дальше что-то пошло не так.
Их было всего четыре в истории. Четыре женщины, собравшие на своих гимнастёрках полные комплекты из трёх степеней боевых Орденов Славы. Нина Петрова защищала Ленинград до последнего дня блокады. А когда кольцо удалось прорвать, двинулась вместе со всеми на Запад. Маме Нине уже исполнилось 52. Казалось бы — силы совсем не те. Но Нина Петрова была и разведчицей, и командиром, и конечно же снайпером — одним из самых результативных за всю вторую мировую войну.
Солдаты ждут каждую новую главу про Тёркина. Узнают в нём себя и не верят, что это собирательный образ, у которого не было реального прототипа. «Тёркин» по-настоящему ушёл в народ, но у тыловых начальников, оторванных от жизни, он вызвал раздражение.
Великую Отечественную Катаев встретил в Москве. Наскоро собрав своих в эвакуацию, Валентин Петрович отправился в войска. На этот раз в должности фронтового корреспондента. С тех пор он постоянно на передовой. Его репортажи в «Правду» и «Красную звезду» летят с Волоколамского направления, из-подо Ржева, с Орловско-Курской дуги.
Борис Владимирович Заходер — писатель и поэт, переводчик и сценарист. Популяризатор мировой детской классики.
«Сложно представить, как обеднело бы наше детство, если бы не его творчество. Стихи и рассказы, пьесы, сценарии, переводы. Помните? «Буква Я», «Товарищам детям», «Мартышкино завтра». А кто бы ещё смог так пересказать с иностранного «Мэри Поппинс», «Алису в Стране чудес» или «Бременских музыкантов»? Знали ли вы, что существует даже Орден заходеровского Винни Пуха? И что им до сих пор награждают просто хороших людей.талось для генерала. Поэтому, находясь за границей, Львов использовал любую возможность взмахнуть смычком перед залом»
Алексей Фёдорович Львов — русский композитор, скрипач-виртуоз и дирижёр. Тайный советник, сенатор.
«За свою военную карьеру автор гимна “Боже, царя храни” заслужил больше двух десятков орденов и знаков отличия. При этом безупречная служба не мешала ему совершенствоваться в музыкальном искусстве. Он сожалел только об одном, что не может выступать со своей скрипкой для русской публики — зазорным считалось для генерала. Поэтому, находясь за границей, Львов использовал любую возможность взмахнуть смычком перед залом»
Юлия Владимировна Друнина — советская поэтесса. Лауреат Государственной премии имени Горького, Секретарь Союза писателей СССР.
Сослуживцы Юли вспоминали о ней так: «В первом же бою нас поразило её спокойное презрение к смерти. Казалось, ей совершенно безразлично, ранят её или не ранят, убьют или не убьют. Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Перевязывала окровавленных, искалеченных людей, видела трупы, мёрзла, голодала, по неделе не раздевалась и не умывалась, но оставалась романтиком»