Həcm 6 səhifələri
1913 il
Актеон
Kitab haqqında
В основу пьесы положен миф об Актеоне. Не желая помогать родителям в строительстве храма в Фивах, Актеон отправляется на охоту. В лесу он встречает прекрасную обнаженную Диану и, воспылав страстью, пытается овладеть ею. В наказание за дерзость богиня обращает его в оленя, и Актеона разрывают на части его собственные охотничьи псы.
Janr və etiketlər
Мудрая притча и правильный посыл. За свою лень и необоснованные амбиции человек расплачивается самым неожиданным образом и в самое неожиданное время. Поэзия очень красивая, слог ложится на слух.
Изящная одноактная пьеса, в которой античный миф об Актеоне показан через современный автору взгляд. В работе видится огромное влияние античных трагедий Анненского, особенно общая направленность на поиск изящества античной эпохи в реалиях начала XX века. Через известный миф об Актеоне, который был жестоко наказан за свою самоуверенность, автор исследует стремление современного ему человека достичь и узреть неподвластное и неположенное ему божественное и определяет цену, которую нужно будет заплатить за реализацию своей мечты.
Гумилёв неспроста соединил миф об Актеоне с Кадмом и строительством Фив. Кадм с его идеей строительства храма и переноса камня в город символизирует почтительное отношение к богам, принятие их высшей сущности и чёткую границу между тем, что положено, и тем, что запретно. Этим выражается его почтительное, «сыновнее» уважение к богам. Актеон же символизирует абсолютно эгоистический акт, состоящий в стремлении познать божественное ради удовлетворения собственных амбиций, чистым созерцанием, но не трудом. Постичь божественное откровение, не отдавая в обмен ничего.
Может показаться, что симпатии автора на стороне Кадма, но на мой взгляд это не так. Кадм живёт в патриархальной религиозной парадигме и не переходит от почитания богов через призму «достойного похвалы сына» к попытке соединения в себе божественного и земного.
Пьеса оказалась для меня слишком короткой. Я воспринял её скорее как набросок к какому-то более серьёзному произведению, даже несмотря на то, что идея обозначена и раскрыта. Связь между сценами выражена скорее интуитивно, герои не прописаны и по сути являются просто чуть улучшенными функциями. В общем, хорошо, но мало. Не возникает ощущения законченного произведения.
НО
Даже несмотря на это, в самих стихах прекрасно ощущается многогранность поэтического таланта Гумилёва:
Отец, прости, Мне грустно, что такой ты сирый, Но руки должен я блюсти Для лука, девушек и лиры. И разве надобен богам, В их радостях разнообразных, Тобою выстроенный храм Из плит уродливых и грязных?!
Это не лучшая пьеса Гумилёва и не лучшая античная стилизация, так что ничего не случится, если вы не потратите 20 минут на чтение этой пьесы. С другой стороны, если потратите, это вряд ли будут самые бесполезные 20 минут вашей жизни. Особенно если поэзия Гумилёва тревожит струны вашей души.
Миф об Актеоне, взятый за основу Гумилёвым для этой пьесы, имеет несколько вариантов. И мне кажется правильным для понимания сути произведения иметь в голове их все. Ибо все они именно в совокупности дают полную картину образа Актеона.
Итак Актеон - прекрасный юноша, внук Аполлона, сын героя Аристея, воспитанный кентавром Хироном, который и научил мальчика искусству охоты. Охота для молодого человека превращается не просто в увлечение - это его страсть, по одной из версий настолько непреодолимая, что Актеон тратит на неё не только всё своё время, но и все свои деньги.
Кроме того, помня своё практически божественное происхождение, Актеон непозволительно вольно относится к богам, к их храмам и культам. Что Гумилёв очень хорошо показывает нам в своей пьесе, когда Актеон отказывается помогать на строительстве храма, говоря при этом совершенно кощунственные слова, боги-де не нуждаются в людском поклонении, им наплевать особо на людей и если вы хотите, то можете продолжать, я делать этого не буду.
Далее, по одной из версий мифа Актеон хвастается перед друзьями, что видел купающуюся обнажённую Диану/Афродиту. Что, кстати, невозможно для смертного мужа, чем подчёркивает своё божественное происхождение. У Гумилёва нет упоминания версии с хвастовством, но есть - о невозможности смертному видеть богиню.
Ещё по одной версии Актеон и Диана были знакомы и часто охотились вместе. Богине нравилась пылкая страсть земного мужа к её любимому делу, охоте. Но Актеон однажды возгордился и заявил, что охотится лучше самой Дианы.
В общем и целом мы имеем портрет дерзкого, самоуверенного юноши, не признающего авторитеты старшего поколения и считающего себя равным богам.
И вот он на одной из охот таки встречает купающуюся Диану. Вид обнажённой богини вместо благоговейного трепета разжигает в юноше вполне себе земную мужскую страсть.
Что здесь интересно, сексуальные связи богов в земными людьми по факту не так уж редки. Особенно отличился в этом аспекте Зевс. Здесь нет вопросов, от такой связи рождаются герои - смертные, наделённые божественной искрой. Однако, иметь в любовницах земному мужчине богиню - есть подчинить божественное себе.
Итог Не сумев сохранить равновесие между ремеслом и божественным светом, желая получить больше, чем сможет вынести, возгордившись своим даром, человек позорно был растерзан своими псами. Инструментом своего ремесла, тем, что должно бы было находиться в его полной власти.
P.s Псы, которые ни в чём не виноваты, и после страдали об утрате хозяина и чувством вины, были позже, как говорят, вознесены на небо в качестве Большого и Малого Пса в созвездии Гончих.
Гумилёв берёт за основу своей пьесы миф об Актеоне.
Главный герой – высокомерный юноша, он избегает работы и хочет только наслаждаться жизнью: охотой и девушками. Он дерзит отцу, отказываясь нести грязный камень, предназначенный для храма. Ему поручили «следить за прокладкой канала» - он тоже уходит.
Он совсем не похож на своего деятельного и энергичного отца Кадма, царя, строителя Фив. Кадм не боится работы, в том числе «грязной», и сам выломал камень для храма. На противопоставлении отца и сына, двух разных стратегий жизни, двух разных подходов к искусству и строится эта драма.
Высокомерному Актеону, желающему быть богом и дерзнувшему смотреть на богиню Диану, суждено стать оленем и быть растерзанным собственными охотничьими собаками. Интересно, что в пьесе «странные существа с собачьими головами» - это не совсем собаки, это страсти Актеона, которые губят его. Это месть тех, кого любил юноша.
Rəylər, 4 rəylər4