Həcm 286 səhifə
1920 il
Мы
Kitab haqqında
Евгений Замятин, Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл создали портрет тоталитарной системы в интерьере XX века, и каждый запечатлел свою голову трехглавого Цербера, который стережет души, не позволяя им вырваться из ада несвободы. Каждый из этой троицы писал одну из створок триптиха, пытаясь заставить людей ужаснуться и сделать шаг назад от края пропасти. Они предостерегали, вселяя в нас надежду: если предупрежден, значит, вооружен.
«…этот роман – сигнал о двойной опасности, угрожающей человечеству: от гипертрофированной власти машин и гипертрофированной власти государства».
Евгений Замятин
Что ж, я ещё не до конца переварила всё произошедшее со мной во время чтения этой книги…Но, думаю, что могу уже выразить нечто членораздельное. Погнали)
Сюжет
Этот роман - антиутопия. Автор описывает общество, где господствует тоталитарный контроль над личностью. Буквально каждый шаг человека контролируется и он должен идти в ногу с остальными, ровной шеренгой. Каждый день жизни - известен и предопределен. Под контролем находится даже погода. Этот мир отделен от природы, люди живут под куполом. Их мышление - чистая логика, математика; разум - высшая ценность.
Историю мы видим от лица одного из граждан. Его номер Д-503, он ведет конспект/дневник, через который мы знакомимся с его миром и событиями. Мы увидим как в большом налаженном механизме происходят сбои, и винтики отвинчиваются…
Впечатления
Однозначно положительные. Мне понравился стиль написания, книга насыщена событиями, метаниями героя и, не смотря ни на что, - ЧУВСТВАМИ. Было интересно наблюдать попытки главного героя описать свои чувства логично, с точки зрения разума…тщетно)) В конце некоторых предложений пробелы, - которые (как мне показалось) нельзя закончить, без эмпатии к герою и разделению его чувств.
Концовка меня вывела на эмоции, вслух произнесла: «Да нууууу…»…Но мне понравилось, так интереснее.
Единственное, что я не совсем поняла - это образ одной из героинь под номером i, она как-то не до конца раскрылась для меня…
В общем, эта книга пополнила список моих любимых произведений! Она очень меня заинтересовала, много мыслей и цитат, над которыми можно поразмыслить. Оставлю этот экземпляр себе, чтобы в дальнейшем по возможности перечитать.
Долго думала, что можно сказать определенного об этой книге, а также какую оценку стоит поставить.
С антиутопиями я уже знакома. Не так давно я прочитала произведение Рэя Брэдбери «451 градус по Фарангейту», которое оставила хорошее впечатление.
Насколько я знаю, Замятин является основоположником жанра антиутопии. Возможно, этим объясняется, почему мне было нелегко читать данную книгу.
Я в первую очередь испытывала трудности с рассуждениями автора и его метафорами. Часть сюжета будто выпала из моей памяти из-за необычности слога, какие-то вещи я до сих пор не совсем поняла. Пришлось обращаться к Интернету и ИИ для объяснения определенных моментов.
Сам сюжет и элементы политического режима были понятны, так как в некоторых странах постепенно строится подобная система контроля за гражданами.
Здесь человек является лишь объектом, продуктом государства. У него не может быть души или фантазии. Он болен, если обладает этим.
Было интересно посмотреть с такой стороны на человека и современный мир. Это грустно, но даже сейчас можно проследить подобную тенденцию, что описана в антиутопии Замятина.
Изначально хотела поставить 3 звезды из-за сложного для меня слога, но звезду поставила, поскольку книга в любом случае оставила меня в размышлениях о нашей современности и отношениях между государством и человеком.
Учитывая то, что я всё-таки выросла на классике, я ценю и люблю её.
Мои предпочтения сейчас не изменились, добавилось фэнтези, но и уважаю хороший детектив.
Очень давно, ещё в школе я прочитала произведение «Мы» Евгения Замятина. Прошло более десяти лет, а эта книга остаётся моей любимой. Мне кажется, я могу её перечитывать огромное количество раз.
«Мы» - антиутопия. И если аналогичная «1984» довольно грубая и мрачная, то эта захватывает сюжетной линией. Читаешь буквально взахлёб. Кроме этого, Дж. Оруэлл наверняка был знаком с книгой Замятина, потому что издана она была спустя 20 лет после написания «Мы». Многое перекликается.
И лично мне больше нравится антиутопия нашего соотечественника. Не потому что я патриот, а по стилю и атмосфере.
Я бы хотела издать такую книгу, чтобы её любили и читали спустя сто лет.
Что мне больше всего понравилось в романе Замятина "Мы", так это игры с языком: математические термины смешиваются с метафорами, эпитетами, гиперболами и получается что-то потрясающее! Не всем заходит. В одних совместных чтениях жаловались на "непроходимый" язык и бросали. Но все люди разные: я лично люблю, когда текст ковыряет мне мозг)
Кстати, смешение терминов и всевозможных тропов логично и оправдано. Поясню. В книге описано общество, представители которого стремятся стать машиноподобными и отрицают чувства, но те пробиваются через навязанные принципы поведения. В результате главный герой мечется, начинает поступать иррационально и сам себе не понимает. То есть у нас два ярко выраженных полюса в мыслях и поступках героя: МЫ и Я. Им соответствуют два полюса языка: один изобилует терминами, другой — всевозможными эпитетами, метафорами, гиперболами и прочими богатствами великого и могучего.
Судите сами, но, как по мне, это прекрасно:
"...увидел в зеркале исковерканную прыгающую прямую бровей..." (прыгающий — метафорический эпитет)
"...стеклянные стены распустились в тумане..." (олицетворение)
"...лег — и тотчас же канул на сонное дно..." (контаминация: "кануть в лету" + "лечь на дно")
"...промычал тот и затумбовал назад в свой кабинет..." (затумбовал — внетиповое образование)
Последнее вообще топ — одно слово, которое характеризует походку, но даёт описание всему герою: сразу представляешь и рост, и комплекцию, и движения персонажа с его тяжёлыми шагами.
Интересное наблюдение: среди моих знакомых многие читали "1984" Оруэлла, и гораздо меньше — "Мы" Замятина. Кто читал и то, и другое, отмечают, что романы похожи: любовная линия, дневниковые записи. Между тем, роман Оруэлла впервые был опубликован в 1949 году, Замятина — в 1924.
Да Оруэлл и не скрывал, что читал замятинский роман, и даже писал на него рецензию. Ее без проблем можно найти в сети.
"Мы" я читала в издании с комментариями. Там была одна примечательная сноска: мир романа похож на мир из рассказа "Новая утопия" Джерома К. Джерома (автор "Трое в лодке, не считая собаки"). Я не поленилась, нашла рассказ и прочла его. По моему субъективному неправильному мнению, мир в текстах всё-таки отличается. Да, есть то, что их объединяет — равенство, доведенное до абсурда. Если же раскладывать по кирпичикам, то тексты совсем разные.
Но из-за глобальной идеи, которая одна во всех антиутопиях, и предсказуемого конца, я не очень люблю их. Однако читать "Мы" однозначно стоит. Хотя бы затем, чтобы проникнуться необычным языком книги (если вы, конечно, такое любите).
1988 год. В перестроечной стране впервые печатается полностью роман ,,Мы", написанный ещё в 1920 году. Вот она ГЛАСНОСТЬ и ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ (это для тех, кто не забыл ещё слова такие). А ведь до того роман считался "идеологически враждебным" и "клеветническим", так и было написано о нём в истории советской литературы. Ну, да вы же знаете сколь много неожиданных поворотов было ("не читал, но осуждаю"). Уже до того Хаксли и Оруэлла перевели и напечатали, а вот Замятина, который, собственно, и дал толчок этой темы антиутопии, притормозили. Политика, однако.
Посудите сами, ну кто в то время мог бы рискнуть своей карьерой, да и местом пребывания (солнечный Магадан всегда ведь очень близок), дабы дать разрешение печатать, пусть даже в сокращённом варианте, настоящий "пасквиль на высокий моральный дух строителя коммунизма"? Вы бы рискнули? Вот - вот... А то сейчас столько критиканов развелось, столько диванных героев, осуждающих всех и всё... Ну, да а автор ведь был личностью удивительной.
Евгений Замятин - марксист, большевик, морской инженер, знающий в совершенстве английский язык, публицист, писатель, да и просто человек, имеющий всегда своё независимое мнение, умеющий удивительным образом покорять слушающую его публику так, что даже А. Блок им восхищался, уступая пальму первенства в литературных вечерах.
Он много путешествовал, был свидетелем восстания на броненосце "Потёмкин", был в ссылке и ещё до революции жил в Англии, принимая непосредственное участие в строительстве ледокола "Святой Александр Невский", в честь князя Александра Ярославича Невского для России. Позже его переименуют в ледокол ЛЕНИН.
Конечно, многие сейчас причисляют его к идеологическим эмигрантам, но ведь писатель, несмотря на травлю, несмотря на запрет его романа, даже уехав за границу, был гражданином СССР, по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. Он не опозорил себя перед своей страной и до конца своих дней хранил советский паспорт.
Его знаменитый роман "Мы", конечно, печатался за рубежом, конечно, на его основе и творили писатели последователи этой темы ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ БЕЗДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА В 20 ВЕКЕ. Да, тема эта общая для всего человеческого общества с приходом в жизнь большого количества машин. Ещё находясь в Англии, Замятин понял эту тенденцию и возвёл её в ранг страшной реальности, что ждёт всё человечество. У героев романа нет национальностей. У героев романа нет исторической духовной памяти. У героев романа даже имён человеческих.
Суть романа проста. Заканчивается строительство ИНТЕРГАЛА и все жители ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (коммунизм во всей красе), способные к творчеству, должны написать произведения о его КРАСОТЕ И ВЕЛИЧИИ. Их "творения" полетят на борту Интеграла к другим существам Вселенной. Д-503 – математик, строитель Интеграла, пишет свои записи, от его лица и ведётся повествование. 40 записей и составляют роман, в котором, конечно, есть контрасты, есть интрига и есть финал, достойный жанра. Что ж, пожалуй, о романе более и говорить не надо. Читайте, сравнивайте с днём нынешним и, думаю, ваши выводы заставят о многом задуматься. Пока же человек думает самостоятельно - он ИМЕЕТ СВОЁ ИМЯ.
Человек — как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…
И не исключено, что почувствовал мощную архаизаторскую тенденцию тоталитаризма – откат к прошлому, прикрытый разговорами о прогрессе.
Уж лучше бы молчала – это было совершенно ни к чему. Вообще эта милая О… как бы сказать… у ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уже никак не наоборот.
В коротком рассказе Джерома К. Джерома «Новая утопия» описан аналогичный мир
Rəylər, 343 rəylər343